0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психопатологические симтомокомплексы предменструального синдрома вд менделевич

Психопатологические симтомокомплексы предменструального синдрома вд менделевич

Владимир Давыдович Менделевич

Психиатрическая пропедевтика. Практическое руководство

© В. Д. Менделевич, 2019

© ИД «Городец», 2019

Психиатрия для медицины является наукой особой. В силу присущей ей специфичности освоение психиатрии, сталкиваясь с трудностями распознавания психопатологических симптомов, диктует необходимость исключения предвзятости и субъективизма. Изучение психопатологии невозможно без овладения основами психологической науки и практики. Ориентация диагноста исключительно на психопатологию без учета существования специфических индивидуальных переживаний человека, реакций и поведенческих актов является тупиковой для развития всей системы психиатрии как науки.

Несмотря на развитие современных инструментальных методов диагностики процесс освоения основ психиатрии остается наиболее сложным. По традиции он включает преимущественное изучение семиотики психических расстройств, психопатологических симптомов и синдромов, дифференциальную диагностику, освоение терминологии. За бортом по-прежнему остаются наиболее важные аспекты проблемы – разграничение психопатологических симптомов и психологических феноменов, различение нормы и патологии. К сожалению, действующая в психиатрическом мире классификация психических и поведенческих расстройств десятого пересмотра (МКБ-10) в еще большей степени запутывает ситуацию, не предлагая серьезных критериев для подобной дифференциации.

В связи с вышеперечисленным несомненно важным для начинающего психиатра (а также любого иного специалиста, занимающегося проблемами психического здоровья) является овладение основами распознавания психической патологии и разграничения ее с нормальной психической деятельностью. Именно это можно считать главным в разделе психиатрии, который называется психиатрической пропедевтикой.

Традиционным для клинической психиатрии является разделение на общую психопатологию и частную психиатрию. Первая сфокусирована на психиатрической феноменологии – специфике проявлений отдельных психопатологических симптомов и синдромов, а вторая – на закономерностях и особенностях возникновения, течения и исходов отдельных психических заболеваний. В психиатрическую пропедевтику включается, во-первых, изучение диагностических критериев, позволяющих объективно разграничить психическую норму и патологию (феномен и симптом), во-вторых, принципы построения диагностического процесса.

До настоящего времени освоение психиатрии студентами и врачами затруднено в связи с симптомоцентрической парадигмой, характеризующейся ориентацией на семиотику, а не на феноменологию. Знание психопатологических симптомов и синдромов еще не является гарантией того, что диагностический процесс будет эффективным. Ведь важными становятся убедительные доказательства наличия симптома, отрицания наличия психологического феномена. Различие двух подходов (симптомо- и феноменоцентрического) заключается в использовании или в отказе от использования многовариантного анализа наблюдаемых психических явлений, переживаний и поведения как по параметру клинических проявлений, так и по параметру механизмов психогенеза.

Особо следует отметить тот факт, что феноменологический подход требует знаний не только психиатрических основ (этиопатогенеза) семиотики, но и личностных, органических, соматических, философских, религиозных, культуральных, этнических механизмов психогенеза. Объективная диагностика единственно возможна в психиатрии в случае применения феноменологического подхода.

В последние годы (в том числе благодаря и МКБ-10) активно развивается область, смежная с психиатрией, – психология девиантного поведения, поставившая проблему нормы и патологии в новом ракурсе. Этот факт игнорировать никак нельзя. Следовательно, можно утверждать, что истинное внедрение феноменологического метода в психиатрию является насущным велением времени, без которого психиатрия дальше развиваться не сможет.

Данное практическое руководство направлено на уточнение некоторых аспектов феноменологии как раздела психиатрии. Оно может быть полезно студентам и врачам при освоении психопатологии, а также психологам, изучающим основы психиатрии.

Глава 1. Психическая норма и патология

1.1. Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов

Диагностическая проблема – одна из наиболее теоретически и практически значимых в современной психиатрии. Суть ее заключается в выработке объективных и достоверных критериев диагностики психических состояний человека и квалификации их как психологических феноменов или психопатологических симптомов. В настоящее время выделяется несколько основополагающих принципов разграничения психологических и психопатологических феноменов, базирующихся на феноменологическом подходе к оценке нормы и патологии.

Принцип Курта Шнайдера гласит: «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомом) признается лишь то, что может быть таковой доказано». Обратим внимание на, казалось бы, экзотическое для психиатрии слово «доказано». О каких доказательствах может идти речь? Существует лишь один способ доказательства (не менее объективный, чем в других науках). Это доказательство с помощью логики – науки о законах правильного мышления, или науки о законах, которым подчиняется правильное мышление.

«Подобно тому, как этика указывает законы, которым должна подчиняться наша жизнь, чтобы быть добродетельной, и грамматика указывает правила, которым должна подчиняться речь, чтобы быть правильной, так логика указывает нам правила, законы или нормы, которым должно подчиняться наше мышление для того, чтобы быть истинным», – писал известный русский логик Г. И. Челпанов. По мнению английского философа Д. Милля, польза логики главным образом отрицательная – ее задача заключается в том, чтобы предостеречь от возможных ошибок.

Если диагност пытается доказать наличие у человека бреда (т. е. ложных умозаключений), он должен иметь не ложные, но верные и обладать способом их доказательств. Рассмотрим это положение на следующем примере. Мужчина убежден в том, что жена ему изменяет, и свое убеждение «доказывает» следующим умозаключением: «Я убежден, что жена мне изменяет, потому что я застал ее в постели с другим мужчиной». Можем ли мы признать подобное доказательство истинным, а такого человека психически здоровым? В подавляющем большинстве случаев обыватель и почти каждый клиницист признают, что он здоров. Представим, что тот же мужчина приводил бы иные «доказательства», к примеру, такие: «Я убежден, что жена мне изменяет, потому что она в последнее время стала использовать излишне яркую косметику», или «…потому что она уже месяц отказывается от интимной близости», или «…потому что она вставила новые зубы» и т. д. Какое из «доказательств» можно признать истинным? На основании здравого смысла подавляющее большинство людей укажет, что все, кроме последнего, явно недоказательны. Но найдутся и те, которые с определенной долей вероятности могут согласиться, к примеру, со вторым «доказательством», признают менее вероятным (но все же вероятным) первое «доказательство».

Для того чтобы разрешить эту типичную для диагностики задачу, необходимо, наряду с критерием доказанности (достоверности), ввести еще один критерий из области логики – критерий вероятности. По определению, вероятность, выражаемая единицей (1), есть достоверность. Для того чтобы показать, каким образом определяется степень вероятности наступления какого-либо события, возьмем широко известный пример. Предположим, перед нами находится ящик с белыми и черными шарами, и мы опускаем руку, чтобы вынуть оттуда какой-нибудь шар. Спрашивается, какова степень вероятности того, что мы вынем белый шар. Для того чтобы определить это, мы сосчитаем число шаров белых и черных. Предположим, что число белых равняется 3, а число черных – 1; тогда вероятность, что мы вынем белый шар, будет равняться 3/4, т. е. из 4 случаев мы имеем право рассчитывать на три благоприятных и один неблагоприятный. Вероятность, с которой у нас в руке окажется черный шар, будет выражаться 1/4, т. е. из четырех случаев можно рассчитывать только на один благоприятный. Если в ящике находится четыре белых шара, то вероятность, что будет вынут белый шар, будет выражаться числом 4/4=1.

Психосоматика в акушерстве и гинекологии

Психосоматика в акушерстве и гинекологии предменструальный синдром

Клинические симптомы появляются за 2 – 14 дней до менструации и исчезают после ее наступления.

Характерные проявления предменструального синдрома

Головные боли, головокружение

Неспособность сосредоточиться на выполняемой работе

Повышение температуры тела

Формы предменструального синдрома (В.Д. Менделевич, 1998)

Легкая форма включает астенические и астено-депрессивные симптомокомплексы (отмечается полная критичность к проявлениям болезни)

Тяжелая форма характеризуется спаянностью симптомов заболевания с личностью больного, истерическими и ипохондрическими жалобами (наблюдается снижение критичности к болезни и своему поведению).

Психопатологические симтомокомплексы предменструального синдрома (в.Д. Менделевич, 1998)

ПСИХОСОМАТИКА В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ

Психопатологические симптомокомплексы предменструального синдрома (В. Д. Менделевич, 1998)

Подходы к рассмотрению возникновения функциональных нарушений менструального цикла

(Э.В. Макаричева с соавт., 1995)

Функциональные нарушения менструального цикла как соматические проявления заболеваний ЦНС

Функциональные нарушения менструального цикла как результат воздействия психогенных факторов

Функциональные нарушения менструального цикла в рамках эндокринного синдрома

Особенности сексуальной сферы пациенток с функциональными нарушениями менструального цикла

(Э.В. Макаричева с соавт., 1995)

Снижение или отсутствие либидо

Нарушения психосексуальной ориентации и полового поведения

Болезненность при половом сношении

Неудовлетворенность половой жизнью

ПСИХОСОМАТИКА В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ

Психопатологические синдромы при функциональных

нарушениях менструального цикла по В.Н. Ильину

Психопатологические синдромы при функциональных нарушениях менструального цикла по В. Н. Ильину

Синдром сверхценных образований

Динамика психологических проявлений во время беременности

(В.Д. Менделевич, 1998)

1) Первый триместр

Амбивалентность в отношении предстоящего материнства

Страх перед неизвестностью

Тревога, вследствие борьбы инфантильности и взросления

2) Второй триместр

«Погружение в ребенка» — ребенок становится «средоточением помыслов, интересов и занятий будущей матери»

4) Предродовый период

Нарастание гиперактивности матери, из-за желания ускорить события

ПСИХОСОМАТИКА В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ

Патологические феномены во время беременности

(В.Д. Менделевич, 1998)

Феномен пренатальной тревоги

Патологические феномены во время беременности

(В. Д. Менделевич, 1998)

Синдром грубого отношения с плодом

Феномен пренатальной тревоги у беременных включает

Физическую тревогу (женщина тяжело переносит физические проявления беременности)

Страх за судьбу плода

Страх перед необходимостью ухода за новорожденным

Читать еще:  Что такое гистероскопия полипа матки

Страх перед родами

Страх перед кормлением новорожденного

Психопатологические феномены тревоги

Факторы, способствующие возникновению депрессии у беременных

Психотравмирующие факторы семейного характера

Опасения, связанные с рождением ребенка

Высокий уровень нейротизма

Отягощенный психическими заболеваниями анамнез

Супружеские конфликты во время беременности

Страхи в отношении плода

Мысли об аборте в период беременности

Чувство утраты во 2-м и 3-м триместрах

Курение во время беременности

ПСИХОСОМАТИКА В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ

Синдром «грубого отношения с плодом» характеризуется агрессией (прямое физическое воздействие), направленной на плод. Отмечается при относительно поздней беременности у лиц с психопатией возбудимого круга.

Разновидности астении у беременных (В.Д. Рыжков, 1996)

Психологические особенности женщин с поздним токсикозом (А.А.Северный с соавт., 1995)

Особенности личности женщин, прерывающих беременность абортом (А.Н. Юсупова, О.М. Камышева, 2001)

Склонность к максимально выраженным устойчивым психическим реакциям

Личностные особенности (повышенный уровень тревожности, нейротизма и психотизма), препятствующие нормальной адаптации в социуме

ПСИХОСОМАТИКА В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ

Классификация функциональных сексуальных расстройств у женщин (В.И. Здравомыслов, 1994)

А. Половая холодность женщины (фригидность)

Первичная полная фригидность

Отсутствие либидо, отвращение к половому акту

Отсутствие либидо, индифферентность к половому акту

Наличие либидо, но полное отсутствие оргазма

Вторичная полная фригидность

Потеря либидо, отвращение к половому акту

Потеря либидо, равнодушие к половому акту

Либидо еще сохранено, потеряна способность получать оргазм

3. Частичная фригидность (первичная и вторичная) может колебаться от почти полной фригидности до почти полной потентности. Все формы фригидности могут сочетаться с функциональным болевым синдромом.

Б. Функциональный болевой синдром при нормальном гинекологическом статусе

Системное неврозоподобное поражение внутренних половых органов, фантомные гинекологические боли

Системное неврозоподобное поражение половых органов, уретры и влагалища (болевой синдром)

Системное неврозоподобное поражение наружных половых органов (зудящий синдром)

Системное неврозоподобное поражение наружных половых органов с резко выраженным чувством «горения», «жжения»

Предисловие

Учебное пособие будет полезным для студентов старших курсов лечебного и педиатрического факультетов, факультета клинической психологии, а также для практикующих врачей общесоматической сети. Оно позволит врачам различных специальностей восполнить необходимый дефицит знаний в области психосоматической медицины. Его материалы могут быть включены в соответствующие программы обучения на кафедрах психиатрии и внутренних болезней при подготовке врача общей практики с учетом психосоматической ориентации.

Учебное пособие соответствует требованиям государственных образовательных стандартов профессионального образования и унифицированной программе системы вузовской подготовки студентов. Целесообразность издания данного учебного пособия несомненна.

Профессор кафедры поликлинической терапии ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет Росздрава», доктор медицинских наук

Введение введение

Психосоматика – наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой (В. Бройтигам с соавт., 1999).

Психосоматика, будучи междисциплинарным научным направлением, находясь в рамках медицины, служит лечению заболеваний; как отрасль клинической психологии исследует личностные и поведенческие реакции, связанные с болезнью, психологические механизмы, воздействующие на физиологические функции; как раздел психотерапии корригирует деструктивные для организма формы эмоционального реагирования и поведения.

Использование психосоматического подхода позволяет оценить динамическую взаимосвязь разноуровневых компонентов человеческой деятельности, имея в виду духовные и организменные функции. Такая диагностика опирается не только на инструментальные (физикальные, параклинические) признаки органного (системного) расстройства, но и личностную реакцию на развивающуюся болезнь.

Совершенно очевидно, что во всем мире интерес к психосоматическим взаимоотношениям возрастает, что находит подтверждение и в отечественной медицине. В чем причина этого интереса? За последние годы изменилась структура заболеваемости и смертности, возрастает группа неэпидемиологических, неинфекционных соматических заболеваний, в генезе которых психогенные факторы играют значимую роль, происходит своеобразная «экспансия» психических расстройств (В.Я. Семке, 2004).

Первоначально термином «психосоматические» обозначались так называемые специфические заболевания, в развитии которых существенную роль играют неблагоприятные психотравмирующие воздействия (эссенциальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма и др.). Сегодня понятие «психосоматические»

Введение

значительно расширилось. В клинической практике возникло свое понимание психосоматических заболеваний. Оно охватывает, прежде всего, соматические нарушения без однозначного органического субстрата (соматоформные расстройства). Под такое определение попадали и картины болезни, исторически обозначавшиеся понятием «истерия» (С.А. Кулаков, 2000).

Научные достижения ХХ века позволили возвести психосоматическую медицину в ранг науки, которая не только может толковать наблюдаемые расстройства, но и эффективно лечить их. Развитие психосоматического направления в медицине позволило не на словах, а на деле реализовать один из важнейших принципов медицины «лечить не болезнь, а больного» (Ю.Г Тюльпин, 2004).

По мере интеграции психиатрии в общую медицину очевидной становится потребность в обсуждении проблем, связанных с психическими расстройствами, наблюдающимися в общемедицинской сети. Речь идет об огромном контингенте «трудных больных» со стертыми, атипичными формами психической патологии, коморбидными соматическим заболеваниям. В подобных случаях именно психическая патология нередко принимает на себя «ответственность» за повышение частоты обращений за медицинской помощью, недостаточно обоснованных повторных обследований и риска диагностических ошибок. Патология этого круга представляет собой часть сложной психосоматической проблемы, включающей ряд междисциплинарных аспектов (вопросы полипрофессионального взаимодействия, создания новых форм помощи, обоснования принципов терапии, совершенствования квалификации интернистов и психиатров и пр.). Ответом на вопрос времени становится сегодня реализация программ, углубляющих знания специалистов в области психосоматической медицины (А.Б. Смулевич, 2006).

ПРЕДМЕНСТРУАЛЬНЫЙ СИНДРОМ

Предменструальный синдром (ПМС) — это симптомокомплекс, возникающий в предменструальном периоде и характеризующийся соматическими, психовегетативными и обменно-эндокринными расстройствами. Симптомы, особенно выраженные за 2—10 дней до менструации, исчеза

Предменструальный синдром (ПМС) — это симптомокомплекс, возникающий в предменструальном периоде и характеризующийся соматическими, психовегетативными и обменно-эндокринными расстройствами. Симптомы, особенно выраженные за 2—10 дней до менструации, исчезают или уменьшаются с началом менструации. Кроме термина «предменструальный синдром» существуют также и другие — «синдром предменструального напряжения», «предменструальная болезнь», «циклический синдром».

Частота ПМС колеблется от 5 до 40%.

В 1931 г. R.T. Frank предложил концепцию, согласно которой ПМС развивается в результате изменения секреции половых стероидов яичниками. За истекшие 70 лет появилось множество гипотез о патогенезе ПМС, однако причина его до конца так и не установлена.

Существуют и другие теории: аллергическая, «водной интоксикации», о роли гиперпролактинемии и гиперпростагландинемии и др.

На роль половых гормонов указывали следующие факты: до менархе, в постменопаузе, после овариэктомии этот симптомокомплекс не наблюдается, но в ряде случаев отмечается после удаления матки без придатков. Однако многочисленные исследования показали, что нарушений уровня эстрадиола, прогестерона, ЛГ и ФСГ в течение цикла у женщин, страдающих ПМС, не выявлено. Более того, доказано, что ПМС характерен только при овуляторных циклах.

В последние годы активно изучается влияние метаболитов прогестерона на развитие ПМС. Способность метаболитов прогестерона влиять на передачу нервных импульсов определяется его взаимодействием с рецепторами ГАМК, т. е. оказывает агонистический эффект и является ответственным за эмоциональные, поведенческие и психические нарушения в предменструальном периоде.

Есть также мнение, что в развитие ПМС играет роль выраженность колебаний половых гормонов в течение цикла, а не абсолютных их уровней. Полагают, что реакции на флюктуации уровней половых гормонов в структурах коры и подкорки, ответственных за психические, эмоциональные, вегетативно-сосудистые реакции, могут быть разными. Это подтверждается эффективностью препаратов, тормозящих циклические колебания уровней половых гормонов, — однофазных гормональных контрацептивов, агонистов Гн-РГ и др.

Важную роль играют и психосоциальные аспекты в развитии ПМС. У жительниц городов, особенно мегаполисов, ПМС встречается чаще, чем у женщин, живущих в селе. Следовательно, необходимо принимать во внимание и стрессы, которыми сопровождается жизнь в городе. В семьях, где часто происходят конфликты, распространенность ПМС выше. Женщины определенного психического склада (возбудимые, раздражительные, астенизированные, чрезмерно следящие за своим здоровьем) воспринимают менструации как явление негативное и заранее ждут ухудшения самочувствия.

Клинические проявления ПМС характеризуются большим разнообразием.

В зависимости от преобладания в клинической картине тех или иных симптомов, выделены четыре основные клинические формы ПМС: психоэмоциональная, отечная, цефалгическая, «кризовая» (см. таблицу). Хотя данная классификация в определенной степени условна, все же в клинической практике она имеет значение как для краткой характеристики особенностей проявления ПМС, так и для терапевтической коррекции выявленных нарушений. Возможны комбинации этих форм.

Выделяют три стадии ПМС: компенсированную, субкомпенсированную и декомпенсированную.

Компенсированная стадия характеризуется исчезновением симптомов ПМС с началом менструации; субкомпенсированная — симптомы ПМС исчезают с прекращением менструации; декомпенсированная — симптомы ПМС отмечаются в течение нескольких дней после прекращения менструации, причем «светлые» промежутки между прекращением и появлением симптомов постепенно сокращаются.

Наряду с изложенными вариантами клинической картины ПМС, существуют и другие описания этого синдрома. Это обусловлено отсутствием специфических симптомов ПМС. Главное в клинической картине ПМС — это ее цикличность. Так, W. R. Keye выделяет три основные группы симптомов:

  1. физические (нагрубание молочных желез, утомляемость, боли в суставах, головные боли, отечность);
  2. эмоциональные (депрессия, раздражительность, тревога, эмоциональная лабильность, враждебность и др.);
  3. поведенческие — изменение поведения (включая и пищевое поведение, желание употреблять много углеводов, снижение социальной активности, изоляция, эпизоды беспричинного плача и проч.).

При ПМС проявляются межличностные проблемы: учащаются конфликтные ситуации в семье, в том числе приводящие к разводам, разногласия на работе, при общении с друзьями и детьми. Нередко снижаются самооценка, самоуважение, повышается обидчивость, нередки случаи потери работы, аварии при вождении транспорта.

Читать еще:  Психосоматика эрозия шейки матки

Атипичные формы ПМС

Мы приведем формы, которые встречались в нашей практике:

  • гипертермическая форма ПМС характеризуется циклическим повышением температуры тела до 37,2°-37,5°-38° в лютеиновую фазу цикла и снижением ее с началом менструации; изменения в показателях крови, характерные для воспаления, отсутствуют;
  • офтальмоплегическая форма мигрени характеризуется циклическим «гемипарезом» в лютеиновую фазу цикла, односторонним закрытием глаза. В нашей практике были две подобные пациентки, которые ежемесячно госпитализировались в неврологические стационары с подозрением на тромбы или спазм сосудов мозга;
  • гиперсомническая форма характеризуется циклическим летаргическим сном в лютеиновую фазу цикла;
  • циклические аллергические реакции, вплоть до отека Квинке;
  • язвенный гингивит и стоматит;
  • циклическая «бронхиальная астма»;
  • циклическая неукротимая рвота, циклический иридоциклит;
  • «менструальная мигрень», характеризующаяся приступами мигрени лишь в дни менструации. Улучшение обычно отмечается с наступлением беременности или при исключении менструации с помощью агонистов Гн-РГ.

Существуют два основных критерия диагностики ПМС. Первый представлен Американской ассоциацией психиатров и основывается на признаках, опираясь на которые данный синдром определяют как LPDD (luteal phase disphoric disorder — дисфорическое расстройство лютеиновой фазы).

I. Симптомы зависят от менструального цикла, проявляются во время последней недели лютеиновой фазы и исчезают после начала месячных. Выраженность симптомов мешает работе, обычной деятельности или взаимоотношениям.

Диагноз требует наличия по крайней мере пяти из следующих симптомов, при обязательном включении одного из первых четырех.

  • Аффективная лабильность, характеризующаяся внезапно возникающими печалью, слезливостью, раздражительностью или злостью.
  • Постоянные и выраженные злость и раздражительность.
  • Сильная тревога или напряжение.
  • Резко сниженное настроение, появление чувства безнадежности.
  • Пониженный интерес к обычной деятельности.
  • Легкая утомляемость или значительный дефицит энергии.
  • Субъективное ощущение трудности сосредоточения.
  • Заметное изменение аппетита, переедание.
  • Гиперсомния (патологическая сонливость) или инсомния.
  • Соматические симптомы, такие, как болезненность молочных желез, головные боли, отеки, суставная или мышечная боль, увеличение веса.

II. Согласно установкам Американского национального института психического здоровья, для диагностики ПМС требуется подтверждение усугубления тяжести симптомов в течение пяти дней перед месячными примерно на 30%, по сравнению с пятью днями последующих месячных.

В целом диагностика включает регистрацию симптомов обязательно циклического характера, которые предпочтительнее всего отмечать в календаре менструального цикла. Также важны тщательный сбор анамнеза, особенно связанный с характером изменений настроения и жизненными стрессами, данные соматического и психиатрического обследования, соответствующие лабораторные показатели и дифференциальный диагноз.

Показано ведение «дневника», где ежедневно отмечают симптомы заболевания в течение двух-трех циклов. При психовегетативной форме ПМС необходима консультация невропатолога и/или психиатра. Из дополнительных методов исследования назначают краниографию и ЭЭГ. При отечной форме ПМС следует измерять диурез и количество выпитой жидкости в течение трех-четырех дней в обе фазы цикла. В норме выделяется на 300—400 мл жидкости больше, чем выпивается. При болях и нагрубании молочных желез показано проведение маммографии в первую фазу менструального цикла (до восьмого дня). Исследуют также выделительную функцию почек, определяют показатели остаточного азота, креатинина и др.

При цефалгической форме ПМС показаны ЭЭГ, РЭГ, оценка состояния глазного дна и периферических полей зрения; рентгенография черепа турецкого седла и шейного отдела позвоночника; МРТ, ЯМР по показаниям; рекомендуются консультации невропатолога, окулиста, определение уровня пролактина в крови в обе фазы цикла.

При «кризовой» форме ПМС показано измерение диуреза и количества выпитой жидкости, АД, определение уровня пролактина в крови в обе фазы цикла. В целях дифференциальной диагностики с феохромоцитомой необходимо провести анализы на содержание катехоламинов в крови или моче, УЗИ или МРТ надпочечников. Проводят также ЭЭГ, РЭГ, исследование полей зрения, глазного дна, МРТ мозга. Эти больные нуждаются в обследовании у терапевтов и невропатологов.

Следует учитывать, что в предменструальные дни ухудшается течение большинства имеющихся хронических заболеваний, что нередко ошибочно расценивается как ПМС. В таких случаях показана диагностика ex juvantibus путем назначения лечения, как при ПМС.

Лечение больных ПМС следует начинать с психотерапии. Необходимо соблюдение режима труда и отдыха, диеты, особенно во вторую фазу цикла, с ограничением кофе, чая, поваренной соли, жидкости, животных жиров, молока. Усиленный самоконтроль рассматривается как составная часть терапевтического процесса.

Пациенткам показаны физкультура, общий массаж или массаж воротниковой зоны, а также бальнеотерапия.

Лекарственная терапия включает психотропные средства, препараты половых гормонов, блокаторов овуляции, антиэстрогенов.

1. Психотропные средства:

  • анксиолитические (противотревожные) средства — седуксен, феназепам, клоназепам, рудотель;
  • антидепрессанты: ципрамил, коаксил, гелариум и др.

Ципрамил — селективный ингибитор обратного захвата серотонина. Доза его зависит от фазы менструального цикла: в I фазу — 10 мг/сут, во II фазу — 20 мг/сут или только во II фазу цикла. Назначается в течение двух-трех циклов. При приеме препарата отмечен положительный эффект у 80% пациенток с ПМС.

Коаксил — стимулятор обратного захвата серотонина. Доза — одна таблетка (12,5 мг) два-три раза в день в течение двух-трех месяцев.

Гелариум — препараты из цветов зверобоя продырявленного по одной таблетке три раза в день.

Дисменорм — гомеопатическое средство, нормализует психоэмоциональный фон и общий тонус организма.

2. Препараты половых гормонов:

  • прогестагены.
    Назначение прогестагенов: прогестерон микронизированный (утрожестан 100 мг два раза/сут), дюфастон 20 мг/сут, медроксипрогестерона ацетат (МПА) 5-10 мг/сут. Лечение проводится с 14-го дня цикла в течение 14 дней, три -шесть циклов. Также имеются указания на положительный эффект МПА (депо-провера) в дозе 150 мг каждые три месяца.
  • Эстрогены назначаются при гипоплазии матки, половом инфантилизме. Можно использовать двух- или трехфазную ЗГТ, применяемую в климактерии.

3. Блокаторы овуляции:

  • комбинированные оральные контрацептивы.

Цель лечения — блокада овуляции и исключение циклических колебаний уровней половых гормонов.

Даназол назначается по 200 мг в течение трех месяцев при ПМС, особенно при тяжелой масталгии.

Агонисты Гн-РГ (золадекс, диферелин, бусерелин ацетат) вызывают временную обратимую менопаузу.

С 1990 г. проводится также лечение тяжелых форм ПМС агонистами Гн-РГ. Первый курс лечения обычно назначается в течение трех месяцев. Лечение агонистами Гн-РГ способствует торможению овуляции и функции яичников, способствуя возникновению гипогонадотропной аменореи и исчезновению симптомов ПМС.

Имеются сообщения о применении тамоксифена в дозе 10 мг/сут с 5-го по 24-й дни цикла, особенно при циклической масталгии. Лечение даназолом и тамоксифеном назначается в течение трех – шести месяцев.

5. Другие методы лечения.

  • Антипростагландиновые средства (напросин, индометацин, диклофенак).
  • При циклической гиперпролактинемии назначаются агонисты-допамина (парлодел, достинекс). Эти препараты назначаются во II фазу цикла (с 14-16-го дня цикла) до начала менструации.
  • Мастодинон по 25 кап. два раза/день или по одной таблетке два раза/день в течение трех месяцев.
  • Антигистаминные препараты. При выраженных аллергических реакциях показано применение тавегила, диазолина, а также тералена.
  • Дегидратационная терапия. При выраженных циклических отеках целесообразно назначать спиронолактон по 100 мг с 14-го дня цикла в течение трех — шести месяцев.
  • Ременс — негормональное средство (в состав которого входят пять натуральных компонентов).

В литературе описаны случаи назначения овариэктомии при тяжелых ПМС, не поддающихся консервативной терапии. Не имея опыта проведения подобных вмешательств, мы все же полагаем, что в исключительных случаях возможна овариэктомия у женщин старше 35 лет, реализовавших репродуктивную функцию, с последующим назначением монотерапии эстрогенами, в качестве заместительной гормонотерапии.

Прогноз чаще благополучный. В крайне редких и тяжелых случаях — сложный, и таким пациенткам может быть показано оперативное лечение.

В. П. Сметник, доктор медицинских наук, профессор
НЦАГиП, Москва

Психопатологические симтомокомплексы предменструального синдрома вд менделевич

Владимир Давыдович Менделевич

Психиатрическая пропедевтика. Практическое руководство

© В. Д. Менделевич, 2019

© ИД «Городец», 2019

Психиатрия для медицины является наукой особой. В силу присущей ей специфичности освоение психиатрии, сталкиваясь с трудностями распознавания психопатологических симптомов, диктует необходимость исключения предвзятости и субъективизма. Изучение психопатологии невозможно без овладения основами психологической науки и практики. Ориентация диагноста исключительно на психопатологию без учета существования специфических индивидуальных переживаний человека, реакций и поведенческих актов является тупиковой для развития всей системы психиатрии как науки.

Несмотря на развитие современных инструментальных методов диагностики процесс освоения основ психиатрии остается наиболее сложным. По традиции он включает преимущественное изучение семиотики психических расстройств, психопатологических симптомов и синдромов, дифференциальную диагностику, освоение терминологии. За бортом по-прежнему остаются наиболее важные аспекты проблемы – разграничение психопатологических симптомов и психологических феноменов, различение нормы и патологии. К сожалению, действующая в психиатрическом мире классификация психических и поведенческих расстройств десятого пересмотра (МКБ-10) в еще большей степени запутывает ситуацию, не предлагая серьезных критериев для подобной дифференциации.

В связи с вышеперечисленным несомненно важным для начинающего психиатра (а также любого иного специалиста, занимающегося проблемами психического здоровья) является овладение основами распознавания психической патологии и разграничения ее с нормальной психической деятельностью. Именно это можно считать главным в разделе психиатрии, который называется психиатрической пропедевтикой.

Традиционным для клинической психиатрии является разделение на общую психопатологию и частную психиатрию. Первая сфокусирована на психиатрической феноменологии – специфике проявлений отдельных психопатологических симптомов и синдромов, а вторая – на закономерностях и особенностях возникновения, течения и исходов отдельных психических заболеваний. В психиатрическую пропедевтику включается, во-первых, изучение диагностических критериев, позволяющих объективно разграничить психическую норму и патологию (феномен и симптом), во-вторых, принципы построения диагностического процесса.

Читать еще:  Скудные месячные как лечить

До настоящего времени освоение психиатрии студентами и врачами затруднено в связи с симптомоцентрической парадигмой, характеризующейся ориентацией на семиотику, а не на феноменологию. Знание психопатологических симптомов и синдромов еще не является гарантией того, что диагностический процесс будет эффективным. Ведь важными становятся убедительные доказательства наличия симптома, отрицания наличия психологического феномена. Различие двух подходов (симптомо- и феноменоцентрического) заключается в использовании или в отказе от использования многовариантного анализа наблюдаемых психических явлений, переживаний и поведения как по параметру клинических проявлений, так и по параметру механизмов психогенеза.

Особо следует отметить тот факт, что феноменологический подход требует знаний не только психиатрических основ (этиопатогенеза) семиотики, но и личностных, органических, соматических, философских, религиозных, культуральных, этнических механизмов психогенеза. Объективная диагностика единственно возможна в психиатрии в случае применения феноменологического подхода.

В последние годы (в том числе благодаря и МКБ-10) активно развивается область, смежная с психиатрией, – психология девиантного поведения, поставившая проблему нормы и патологии в новом ракурсе. Этот факт игнорировать никак нельзя. Следовательно, можно утверждать, что истинное внедрение феноменологического метода в психиатрию является насущным велением времени, без которого психиатрия дальше развиваться не сможет.

Данное практическое руководство направлено на уточнение некоторых аспектов феноменологии как раздела психиатрии. Оно может быть полезно студентам и врачам при освоении психопатологии, а также психологам, изучающим основы психиатрии.

Глава 1. Психическая норма и патология

1.1. Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов

Диагностическая проблема – одна из наиболее теоретически и практически значимых в современной психиатрии. Суть ее заключается в выработке объективных и достоверных критериев диагностики психических состояний человека и квалификации их как психологических феноменов или психопатологических симптомов. В настоящее время выделяется несколько основополагающих принципов разграничения психологических и психопатологических феноменов, базирующихся на феноменологическом подходе к оценке нормы и патологии.

Принцип Курта Шнайдера гласит: «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомом) признается лишь то, что может быть таковой доказано». Обратим внимание на, казалось бы, экзотическое для психиатрии слово «доказано». О каких доказательствах может идти речь? Существует лишь один способ доказательства (не менее объективный, чем в других науках). Это доказательство с помощью логики – науки о законах правильного мышления, или науки о законах, которым подчиняется правильное мышление.

«Подобно тому, как этика указывает законы, которым должна подчиняться наша жизнь, чтобы быть добродетельной, и грамматика указывает правила, которым должна подчиняться речь, чтобы быть правильной, так логика указывает нам правила, законы или нормы, которым должно подчиняться наше мышление для того, чтобы быть истинным», – писал известный русский логик Г. И. Челпанов. По мнению английского философа Д. Милля, польза логики главным образом отрицательная – ее задача заключается в том, чтобы предостеречь от возможных ошибок.

Если диагност пытается доказать наличие у человека бреда (т. е. ложных умозаключений), он должен иметь не ложные, но верные и обладать способом их доказательств. Рассмотрим это положение на следующем примере. Мужчина убежден в том, что жена ему изменяет, и свое убеждение «доказывает» следующим умозаключением: «Я убежден, что жена мне изменяет, потому что я застал ее в постели с другим мужчиной». Можем ли мы признать подобное доказательство истинным, а такого человека психически здоровым? В подавляющем большинстве случаев обыватель и почти каждый клиницист признают, что он здоров. Представим, что тот же мужчина приводил бы иные «доказательства», к примеру, такие: «Я убежден, что жена мне изменяет, потому что она в последнее время стала использовать излишне яркую косметику», или «…потому что она уже месяц отказывается от интимной близости», или «…потому что она вставила новые зубы» и т. д. Какое из «доказательств» можно признать истинным? На основании здравого смысла подавляющее большинство людей укажет, что все, кроме последнего, явно недоказательны. Но найдутся и те, которые с определенной долей вероятности могут согласиться, к примеру, со вторым «доказательством», признают менее вероятным (но все же вероятным) первое «доказательство».

Для того чтобы разрешить эту типичную для диагностики задачу, необходимо, наряду с критерием доказанности (достоверности), ввести еще один критерий из области логики – критерий вероятности. По определению, вероятность, выражаемая единицей (1), есть достоверность. Для того чтобы показать, каким образом определяется степень вероятности наступления какого-либо события, возьмем широко известный пример. Предположим, перед нами находится ящик с белыми и черными шарами, и мы опускаем руку, чтобы вынуть оттуда какой-нибудь шар. Спрашивается, какова степень вероятности того, что мы вынем белый шар. Для того чтобы определить это, мы сосчитаем число шаров белых и черных. Предположим, что число белых равняется 3, а число черных – 1; тогда вероятность, что мы вынем белый шар, будет равняться 3/4, т. е. из 4 случаев мы имеем право рассчитывать на три благоприятных и один неблагоприятный. Вероятность, с которой у нас в руке окажется черный шар, будет выражаться 1/4, т. е. из четырех случаев можно рассчитывать только на один благоприятный. Если в ящике находится четыре белых шара, то вероятность, что будет вынут белый шар, будет выражаться числом 4/4=1.

Синдром предменструального напряжения

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Клинические протоколы МЗ РК — 2014

— Профессиональные медицинские справочники

— Коммуникация с пациентами: вопросы, отзывы, запись на прием

Скачать приложение для ANDROID

Общая информация

Краткое описание

Синдром предменструального напряжения (предменструальный синдром, ПМС) – это симптомокомплекс, возникающий в предменструальные дни (во второй фазе менструального цикла) и проявляющийся нейропсихическими, вегетативно-сосудистыми и обменно – эндокринными нарушениями.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Название протокола: Синдром предменструального напряжения
Код протокола:

Код(ы) МКБ-10:
N94.3 Синдром предменструального напряжения

Сокращения, используемые в протоколе:
АлАТ – аланинаминотрансфераза
АсАТ – аспартатаминотрансфераза
АЧТВ – Активированное частичное тромбопластиновое время
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека
ИМТ – индекс массы тела
ИФА – иммуннофлюресцентный метод
ЛГ – лютеинизирующий гормон
ЛС – лекарственные средства
МНО – международное нормализованное отношение
МЦ – менструальный цикл
МРТ – магнитно-резонансная томография
ПВ – протромбиновое время
ПМДР – предменструальные дистрофические расстройства
ПМС – предменструальный синдром
ПЦР – полимеразная цепная реакция
RW – реакция Вассермана
УД – уровень доказательности
УЗИ – ультразвуковое исследование
ФСГ – фолликулостимулирующий гормон
ЭКГ – электрокардиграмма
ЭЭГ – электроэнцефалография

Дата разработки протокола: 2014 год.

Категория пациентов: девочки – подростки и женщины с предменструальным синдромом.

Пользователи протокола: врач акушер-гинеколог, врач общей практики, терапевт, врач скорой медицинской помощи, фельдшер.

Критерии, разработанные Канадской Целевой группой Профилактического Здравоохранения (Canadian Task Force on Preventive Health Care) для оценки доказательности рекомендаций*

Уровни рекомендацийA. Доказательные данные позволяют рекомендовать клиническое профилактическое воздействие
B. Достоверные свидетельства позволяют рекомендовать клиническое профилактическое воздействие
C. Существующие свидетельства является противоречивыми и не позволяет давать рекомендации за или против использования клинического профилактического воздействия; однако, другие факторы могут влиять на принятие решения
D. Существуют достоверные свидетельства, чтобы давать рекомендацию в пользу отсутствия клинического профилактического действия
E. Существуют доказательные данные, чтобы рекомендовать против клинического профилактического действия
L. Существует недостаточно доказательных данных (в количественном или качественном отношении), чтобы давать рекомендацию; однако, другие факторы могут влиять на принятие решения

Классификация

Клиническая классификация [1, 2]

ПМС – сложный симптомокомплекс, характеризующийся различными психопатологическими, вегето-сосудистыми и обменно-эндокринными нарушениями, которые проявляются в лютеиновую фазу МЦ и связаны:

• предменструальные дистрофические расстройства;

• циклический иридоциклит (воспаление радужки и цилиарного тела).

Диагностика

II. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ

Перечень основных и дополнительных диагностических мероприятий

Перечень основных диагностических мероприятий, проводимых на амбулаторном уровне:

• офтальмоскопия (при цефалгической форме ПМС).

• ЭКГ (при ПМС с цефалгической и кризовой формами).

Диагностические критерии [2,3,4,5,9]

Жалобы: эмоциональная лабильность, раздражительность, возбуждение, депрессия, плаксивость, апатия, ухудшение памяти, утомляемость, слабость, нарушение сна (бессонница/летаргия), чувство страха/тоски, нарушение либидо, гиперчувствительность к звукам, запахам, головная боль (мигрень), головокружение, дискоординация движений, гиперестезии, кардиалгия/аритмия, увеличение частоты/появление приступов астмы; явления вазомоторного ринита, чувства сдавления за грудиной, появлением страха смерти, сопровождающееся похолоданием и онемением конечностей, сердцебиением.

Анамнез: при ПМС все выше указанные симптомы имеют связь с лютеиновой фазой МЦ (появляются за 2-14 дней до менструации и исчезают после менструации).

Необходимо использовать метод самонаблюдения – ведение пациенткой дневника с пометками наличия и интенсивности патологических проявлений в течение 2-3 месяцев (УД IA)[1].

Повышение АД (при кризовой форме ПМС).
Пальпация молочных желез (увеличение молочных желез при ПМС во второй фазе) (УД –IA)[2]. 12.3

Лабораторные исследования
Определение гормонов крови:

• изменения удельного веса мочи

Инструментальные исследования
УЗИ малого таза: наличие признаков недостаточности лютеиновой фазы (позднее созревание фолликула, несоответствие эндометрия второй фазе цикла) на 21-23 день цикла;
ЭЭГ: усиление активирующих влияний на кору больших полушарий неспецифических структур ствола мозга во вторую фазу менструального цикла;
Офтальмоскопия: признаки усиления сосудистого рисунка; МРТ головного мозга: признаки усиления сосудистого рисунка.

Показания для консультации специалистов:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector