1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заболевания в компетенции специалиста

Определение ключевых компетенций врача общей практики

Дата публикации: 30.05.2015 2015-05-30

Статья просмотрена: 4243 раза

Библиографическое описание:

Мамедова Г. Б., Мелдебекова С. У., Мамбетова Г. К., Насырова П. У., Турсынбекова Х. К. Определение ключевых компетенций врача общей практики // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 676-679. — URL https://moluch.ru/archive/91/19579/ (дата обращения: 15.01.2020).

В данной публикации приводятся данные о ключевых компетенциях врачей общей практики осуществляющих свою деятельность в поликлинических условиях. Раскрываются данные исследований, проведенных с целью определения наиболее значимых базовых и специфических компетенций врачей общей практики.

Ключевые слова: компетенции, первичная медико-санитарная помощь, организация.

This publication provides data on key competencies of General practitioners operating in outpatient conditions. Reveal research data conducted for the purpose of defining the most important basic and specific competences of General practitioners.

Keywords:competence, primary health care, organization.

Актуальность темы. Организация деятельности медицинских учреждений первичного звена приобретает особую значимость на современном этапе развития здравоохранения. Врач общий практики становится центральным элементом системы здравоохранения, которая делает больший акцент на профилактическую медицину, нежели на узкоспециализированную [2].

Думается, что было бы опрометчивым рассматривать государственную форму оказания медицинских услуг как изживающую себя, определять ее как просто антипод рынка. Государственный сектор — важнейшая, незаменимая область реализации особой системы социальных ценностей, присущих современному обществу, неотъемлемая составная часть системы охраны здоровья населения. Задача сегодня состоит в том, чтобы, используя его специфику, выработать такие подходы к управлению государственными организациями, которые позволят этому сектору в современных условиях реализовать свой потенциал и возможности в достижении целей, которые государство ставит в сфере здравоохранения [1]. Для того чтобы внедрять программы по совершенствованию первичного звена здравоохранения, для начала важно рассмотреть ключевые компетенции которыми должен обладать ВОП, как центральный данной системы. Рассмотрим общие и специфические компетенции которыми должен обладать ВОП.

В соответствии с требованиями специальности общеврачебная практика (семейная медицина), врач общей практики должен обладать общими знаниями, общими умениями, специальными знаниями, а также владеть определенными практическими навыками. Рассмотрим более подробно, что входит в общие знания ВОП.

Во-первых, это основы законодательства Республики Узбекистан в области охраны здоровья граждан, управления здравоохранением, ответственности медицинских работников, их льгот и гарантий. Нормативно-правовые акты МЗ РУз в форме приказов, положений, правил и инструкций, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения и их служб.

Во-вторых, это знания по общим вопросам организации деятельности врача общей практики в Республике.

В-третьих, это закономерности функционирования здорового организма и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем.

В-четвертых, основные закономерности общей патологии, роль причин, условий и реактивности организма в возникновении заболеваний и общие закономерности патогенеза, морфогенеза, основные аспекты учения и болезни.

В-пятых, необходимо знать причины, механизмы развития и проявления общебиологических патологических процессов, лежащих в основе различных заболеваний. А так же механизмы адаптации клеток, тканей, органов к действию различных факторов среды, механизмы дезадаптации и реадаптации, этиологию, патогенез и патоморфологию, ведущие проявления и исходы наиболее важных воспалительных, деструктивных, иммунопатологических, опухолевых, наследственных и других болезней, сущность методик исследования различных функций организма для оценки состояния его здоровья, которые широко используются в практической медицине; методологические основы лекарственных и нелекарственных методов лечения и профилактики распространенных заболеваний человека.

Общие умения, которыми должен обладать врач общей практики заключаются в следующем:

1. Оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций человека в процессе его жизнедеятельности.

2. Оценивать и объяснять возрастные особенности организма человека и его функциональных систем.

3. Разбираться в общих вопросах нозологии, включая этиологию, патогенез, морфогенез.

4. Оценивать роль типовых патологических процессов в динамике развития различных по этиопатогенезу заболеваний — воспалительных, деструктивных, иммунопатологических, опухолевых, наследственных и других.

5. Использовать теоретические основы лекарственных и нелекарственных методов лечения и профилактики распространенных заболеваний человека.

6. Использовать принципы “доказательной” лекарственной терапии.

7. Интерпретировать полученные медико-биологические знания при изучении клинических дисциплин и в лечебно-профилактической деятельности ВОП.

Специальные знания и умения врача общей практики должны быть следующими:

1. Проведение санитарно-просветительной работы по воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития заболеваний.

2. Осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска.

3. Осуществление динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением врачебного обследования и необходимых оздоровительных мероприятий.

4. Своевременная диагностика, оказание срочной помощи при неотложных состояниях и острых заболеваниях.

5. Внебольничная диагностика распространенных заболеваний.

6. Своевременная госпитализация больных в необходимом порядке.

7. Проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в объеме, соответствующим требованиям Квалификационной характеристики.

8. Проведение медицинской экспертизы в установленном порядке.

9. Организация медико-социальной и бытовой помощи совместно с органами социальной защиты и службами милосердия одиноким, престарелым, инвалидам, больным с тяжелыми формами хронических заболеваний.

10. Организация консультативной помощи семье по вопросам вскармливания, воспитания детей, подготовки их к детским дошкольным учреждениям, школе, их профориентация.

12. Планирование семьи. Этика, психология, гигиена, социальные и медико-социальные аспекты семейной жизни.

13. Ведение форм учетной и отчетной медицинской документации.

14. Проведение научных исследований по специальности ВОП.

Практические навыки, которыми должен обладать ВОП:

1. Обязан владеть врачебными манипуляциями терапевтического профиля — уметь оказывать квалифицированную терапевтическую помощь взрослым и детям при распространенных заболеваниях внутренних органов.

2. Проводить основные врачебные лечебно-диагностические мероприятия; оказывать помощь при смежных заболеваниях и неотложных состояниях.

3. Владеть методами формирования здорового образа жизни семьи и неукоснительно соблюдать требования врачебной этики и медицинской деонтологии при проведении среди населения оздоровительных, профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому.

4. Проводить врачебное обследование, анализировать и оценивать данные физического исследования больного.

5. Составлять план лабораторных, функциональных и инструментальных методов обследования.

6. Давать клиническую оценку результатов общего анализа крови, мочи, мокроты, желудочного сока, дуоденального содержимого, копрограммы, ликвора, лучевых, электрофизиологических и других распространенных в клинической практике диагностических методов исследования.

7. Формулировать в своих заключениях диагностические решения (клинический или предварительный диагноз) в соответствии с требованиями МКБ 10.

8. Владеть принципами и методами профилактики наиболее распространенных заболеваний. Четко дифференцировать “факторы риска”.

9. Владеть современными принципами и методами лечения наиболее распространенных заболеваний. Использовать главные принципы “доказательной медицины и лекарственной терапии” [3].

Учитывая все выше перечисленное, нами была поставлена цель исследования, которая заключается в следующем:

Цель исследования. Провести анализ деятельности ВОП с целью определения ключевых, наиболее эффективных компетенций, которыми должен обладать медицинский персонал ПМСП.

Материалы и методы исследования. В процессе исследования был разработан вопросник с целью проведения опроса среди контактных групп респондентов: студентов, преподавателей, которые работают в университетах, выпускников (бывшие студенты), пациентов и их родственников и, не в последнюю очередь, тех, которые принимают выпускников на работу (работодателей). Посредством этого вопросника была оценена важность, во-первых, общих, а затем и специальных предметных компетенций ВОП для профессиональной и личной жизни, распространение компетенций и уровень сформированности/реализации их в ТашПМИ где учатся или который закончили (студенты, выпускники); там, где работают (преподаватели) или же, где выпускника приняли на работу (работодатели). Вопросник состоял из двух разделов, в первом разделе респондентам было предложено оценить и определить важность, а также степень реализации на практике 26 основных компетенций, во второй части вопросника были оценены 30 специализированных компетенций ВОП. Далее в конце каждого раздела респонденты отмечали пять наиболее важных на их взгляд компетенций, которыми должен обладать ВОП

Результаты исследования. Результаты проведенного анкетирования среди 7 групп состоящих из 532 респондентов, в которые входили: 189 студентов (35.5 %); 88 магистров (16.5 %); 35 клинических ординаторов (6.6 %); 128 преподавателей (24.1 %); 12 руководителей (2.3 %); 57 пациентов (10.7 %); и 23 родственника пациентов (4.3 %) показали следующие результаты.

Среди общих компетенций наиболее важной компетенцией, которой должен обладать ВОП, было отмечено, владение знаниями профессиональной области которую отметили 29.3 % респондентов. На втором месте респондентами была отмечена способность к применению анализа и синтеза, данную компетенцию отметили 19.4 % опрошенных. Так же 13.7 % респондентов считают, что специалисты ВОП должны иметь способность грамотно общаться на государственном, русском и иностранном языках. Способность применять знания на практике считают важным 13.5 %, а также способность использовать информационно-коммуникационные технологий её отметили 10.3 %.

Среди специфических компетенций наибольший процент опрошенных респондентов (30.5 %) указали умение сбора анамнеза больного, его семейного анамнеза (с учетом влияния факторов окружающей среды/ особенностей питания, генетической предрасположенности, социального и культурного статуса). Второй, по мнению респондентов (19 %), значимой компетентностью для ВОП, было отмечено умение проводить полное медицинское обследование (выявляя признаки и симптомы). Умение обобщать данные анамнеза, фискального исследования, инструментальных исследований для постановки диагноза, назначения лечения или для направления больного к соответствующим специалистам/коллегам считают важным 15.4 % опрошенных.

13.3 % считают важным для специалистов ВОП, умение обеспечить поддержание основных жизненных функций/ обеспечить сортировку больных с направлением их в соответствующее учреждение неотложной медицинской помощи. И 9.8 % опрошенных считают важным для ВОП обладать теоретическими знаниями о механизме действия (фармакодинамике и фармакокинетике) назначаемого препарата (в том числе знание его побочных эффектов, взаимодействие с другими лекарствами, с пищей и т. д.).

1. Оценка реформ в первичном звене здравоохранения: прозрачность, подотчетность и эффективность, Отчет №.44530-UZ, Департамент по сокращению бедности и экономического управления Регион Европы и Центральной Азии, Республика Узбекистан, 2009 г.

2. Справочник врача общей практики, под. редакцией д. м.н., проф. А. И. Икрамова, Ташкент 2011г.

Признаки врачебной компетенции

ЗАЯВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ (FDI)

Базовая стоматологическая подготовка
Вспомогательный документ

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ
(КОМПЕТЕНТНОСТЬ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

2. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ

3. ВРАЧЕБНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

3.1. Обследование пациента и постановка диагноза
3.2. Общение с пациентом и его просвещение
3.3. Этика и юриспруденция
3.4. Лечение
3.5. Экстренная медицинская помощь
3.6. Организация работы

1. ВВЕДЕНИЕ

В контекст е настоящего документа термин «врачебная компетентность» применяется к сочетанию навыков, отношения и знаний, которое обеспечивает компетентность врача, достаточную для решения определенных медицинских задач. Необходимые знания включают надлежащее понимание основ молекулярной биологии, анатомии, физиологии и патогенеза заболеваний. Это не просто технические навыки или установленный объем знаний, но нечто большее. Врачебная компетентность может приобретаться при помощи разнообразных программ обучения и подготовки, которые в различных частях света могут оцениваться и рассматриваться по-разному. Тем не менее, существует возможность установить определенный базовый уровень врачебной компетентности, единый для всех членов стоматологического сообщества.

Ниже приведен пример такой врачебной компетентности (удаление закрытого корня зуба):

Читать еще:  Жизнь после рака шейки матки

Если врач считается компетентным для хирургического удаления закрытого корня, это подразумевает гораздо больше, нежели технические и хирургические навыки удаления закрытой части корня из альвеолы. Сюда входит широкий спектр доклинических и клинических знаний, на которых основывается хирургическое лечение. Также подразумевается компетентность в оценке состояния пациента, работа с ним, контроль возбуждения и болевых ощущений пациента, инфекционный контроль, знания и навыки, необходимые для обеспечения соответствующей анестезии и понимание ограниченности собственных возможностей. Такая хирургическая стоматологическая компетентность подразумевает и знание основ биологии, физиологии и анатомии, необходимое для благополучного завершения процедуры и для общения с пациентом, которое обеспечивает осознанное согласие последнего на лечение. От компетентного врача требуется минимизация хирургической травмы, правильное обращение с тканями, правильное выполнение надреза, удаления, отгибания и других действий со слизистопериостальным лоскутом перед получением доступа к кости и тканям зуба для их хирургического удаления в надлежащем порядке. Также необходимо нормальное возвращение тканей на место и их стабилизация с минимальным вмешательством в операционное поле. Врачебная компетентность также требует от врача соответствующей осведомленности и понимания воздействия такого незначительного хирургического вмешательства на общее здоровье пациента, а также необходимых предоперационных и послеоперационных советов и ухода для обеспечения оптимальных условий для заживления и выздоровления. Компетентному врачу должно быть присуще понимание процессов заживления ран и воздействий, которые могут затормозить или ускорить заживление. Врач должен обладать исчерпывающими знаниями о фармакологическом и терапевтическом лечении после хирургического вмешательства. Врач также должен быть компетентен, чтобы выписать подходящие терапевтические средства, например, антибиотики.

2. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Стоматолог не может считаться компетентным, если он не обладает достаточной информацией и не способен выполнять задачи в рамках приемлемых в настоящее время параметров. Чтобы считаться компетентным для выполнения задач, перечисленных в пунктах 3.1-3.6, стоматолог должен удовлетворять следующим условиям:

2.1. Обладать достаточными знаниями основ биологии, психологии и медицины, на которых базируются современные стоматология и здравоохранение.
2.2. Осуществлять на практике весь спектр задач общей стоматологии в контекст е полного обслуживания пациента без причинения вреда ему или окружающей среде.
2.3. Осознавать моральную и этическую ответственность стоматолога как личности и как члена общества перед пациентом.
2.4. Оказывать стоматологическую помощь в соответствии с потребностями пациента и участвовать вместе с другими стоматологами в постановке выполнимых задач по сокращению стоматологических заболеваний среди населения.
2.5. Обладать знанием этиологи и, основ молекулярно-биологических процессов, патогенеза, демографии, профилактики и лечения стоматологических заболеваний и заболеваний полости рта.

2.6. Знать фармакологию, прямо или косвенно связанную с практической стоматологией, и понимать взаимодействие лекарственной терапии системных состояний со стоматологическим лечением.
2.7. Обладать знаниями о биологически совместимых материалах в объемах, необходимых для практической стоматологии.
2.8. Осуществлять стоматологическую помощь в этических и законодательных рамках той страны, в которой работает стоматолог.
2.9. Контролировать распространение инфекции и предотвращать физическое, химическое или микробиологическое заражение при оказании стоматологической помощи.
2.10. Применять весь спектр современных безопасных методов контроля боли и возбуждения при проведении стоматологического лечения.
2.11. Осознавать важность постоянного профессионального роста и образования для того, чтобы находиться на уровне важных достижений во всех областях стоматологии.
2.12. В качестве члена медицинского сообщества участвовать в пропаганде здорового образа жизни среди населения с учетом особой обязанности способствовать стоматологическому здоровью.
2.13. Быть способным по окончании учебного заведения объективно оценивать качество стоматологической помощи, оказываемой им пациентам.
2.14. Быть способным анализировать важную научную литературу и применять результаты исследований для безопасного и предсказуемого лечения пациентов.

3. ВРАЧЕБНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Пожалуйста, имейте в виду, что описанная в пунктах 3.1-3.6 врачебная компетентность представляет собой минимальный уровень компетентности, необходимый для успешной стоматологической работы. Она не охватывает весь спектр навыков, необходимых современному стоматологу, и не ограничивает дальнейшее образование и подготовку, а также не должна применяться для поощрения специализации в стоматологии или трактоваться в этом смысл е. Описанная ниже врачебная компетентность является наименьшим «общим знаменателем» и позднее должна быть расширена. Тем не менее, не обладая такой базовой компетентностью, человек не может успешно заниматься практической стоматологией.

Чтобы оказывать стоматологическую помощь на уровне первичного или общего приема (т.е. когда лечение обычно проводится стоматологом и не требует обращения к узкому специалисту), квалифицированный стоматолог должен быть способен демонстрировать врачебную компетентность при проведении всех нижеперечисленных процедур в соответствии с потребностями пациента.

3.1. Обследование пациента и постановка диагноза

1 Составление правильного анамнеза, включая историю болезни, проведение осмотра полости рта*, распознавание отклонений от нормы, диагностика заболеваний полости рта и стоматологических заболеваний, составление плана долгосрочного лечения и проведение соответствующего лечения или, при необходимости, направление к узкому специалисту. Сюда входит осмотр височно-нижнечелюстных суставов и черепно-лицевых аномалий.
2 Распознавание и соответствующая работа с пациентами, имеющими проявления системных заболеваний в полости рта, и/или направление таких пациентов к соответствующему специалисту.
3 Проявление внимания к общему здоровью пациента, взаимосвязи между общим здоровьем и заболеванием, полости рта и влиянию общих заболеваний на планирование стоматологического лечения.
4 Поиск или рентгеноскопия заболеваний полости рта*.
5 Диагностика и регистрация аномалий развития и заболеваний полости рта* в соответствии с международной классификацией.
6 Диагностика, лечение или направление к узкому специалисту пациентов с рото-лицевой, зубной или черепно-челюстной болью.
7 Диагностика и лечение или направление к соответствующему специалисту пациентов с обычными поражениями полости рта или стоматологическими заболеваниями, включая рак, повреждения слизистой и костных тканей.
8 Выполнение обычной стоматологической рентгенографии, например, рентгенограммы прикорневой области, прикусной рентгенограммы или необходимых дополнительных снимков с обеспечением защиты пациента и персонала от ионизирующего излучения.
9 Проявление способности распознавать радиографические признаки отклонения от нормы на снимках.

*Термин «полость рта» применяется не только по отношению к самой полости рта, но распространяется на области головы и шеи, а в действительности – и не весь организм, если это существенно для осмотра пациента стоматологом в контекст е всеобъемлющей, или полной помощи пациенту.

3.2. Общение с пациентом и его просвещение

1 Эффективное общение с пациентами.
2 Просвещение отдельных пациентов в вопросах здоровья, особенно в отношении надлежащих и эффективных способов ухода за полостью рта.
3 Участие в содействии здравоохранению с учетом особой обязанности способствовать стоматологическому здоровью.

3.3. Этика и юриспруденция

1 Предоставление каждому пациенту достаточной информации, основанной на актуальных научных знаниях, для получения его осознанного согласия на лечение.
2 Надлежащее понимание законодательства, касающегося оказания стоматологической помощи и действующего в стране, где работает стоматолог.
3 Способность осознать ограниченность своих возможностей при лечении пациента и понимание того, когда пациента следует направить к узкому специалисту для оказания соответствующей медицинской или стоматологической помощи.

3.4. Лечение

1 Назначение стоматологическим пациентам подходящих лекарств.
2 Удаление отложений, скапливающихся на зубах, и выравнивание поверхности корней.
3 Разрез, удаление и возвращение на место лоскута слизистой ткани при проведении незначительных хирургических процедур.
4 Простейшая лоскутная операция и гингивэктомия.
5 Выполнение эндодонтического лечения одно- или многокорневого зуба.
6 Периапикальная хирургия, связанная с апикальной патологией.
7 Обычное удаление зуба.
8 Хирургические манипуляции по удалению скрытого корня, при резекции корня и с вколоченным/ретинированным зубом.
9 Диагностическая и хирургическая биопсия.
10 Замена отсутствующих зубов при наличии показаний несъемными протезами, частичными съемными зубными протезами (с зубом и/или тканями) и полными съемными зубными протезами. Также необходимо знать, в каких случаях показана имплантация, предоставлять пациенту лечение или направлять его к соответствующему специалисту.
11 Восстановление функций зубов с использованием всего спектра применяемых и имеющихся в наличии пломбировочных материалов.
12 Проведение ортодонтической коррекции незначительных дефектов прикуса и направление к соответствующему специалисту пациентов с более сложными проблемами.

3.5. Экстренная медицинская помощь

1 Выполнение сердечно-легочной реанимации и оказание первой медицинской помощи.

3.6. Организация работы

1 Работа в качестве руководителя коллектива с привлечением всего доступного вспомогательного стоматологического персонала.
2 Осуществление стоматологической работы в соответствии с законодательством.

Недавно завершивший образование или недавно зарегистрированный стоматолог должен быть способен надлежащим образом выполнять эти процедуры со взрослыми, детьми, пациентами с медицинскими, физическими или умственными ограничениями в контекст е полного обслуживания пациента. Вышеописанная врачебная компетентность не является ограничительной и должна составлять только часть задач образования и подготовки, заложенных в учебный план стоматологического учебного заведения.

Комиссия FDI по практической стоматологии признает важную работу, проделанную консультативным комитетом ЕС по подготовке практикующих стоматологов при подготовке следующего документа:

Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Перечень компетенций врача специалиста по общей гигиене:

Врач-специалист по общей гигиене должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Общекультурные компетенции (ок) характеризуются:

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции характеризуются:

в профилактической деятельности:

способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья (взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

способностью и готовностью к организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за средой обитания и условиями жизнедеятельности населения, надзора в сфере защиты прав потребителей, организация и проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, организации и осуществлению контрольно-надзорных мероприятий;

способностью и готовностью организовать проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

способностью и готовностью организовать, проведение и контроль выполнения мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний;

способностью и готовностью к проведению санитарно-просветительской работы среди населения и медицинского персонала с целью формирования здорового образа жизни;

в диагностической деятельности:

Читать еще:  Виды кисты шейки матки

способностью и готовностью к диагностике состояния здоровья населения и среды обитания человека;

владением алгоритмом постановки клинического, гигиенического и эпидемиологического диагнозов;

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического, биохимического, генетического обследования и оценки функционального состояния организма человека при определения риска для здоровья от воздействия неблагоприятных факторов среды обитания, производственной и жилой среды;

способностью и готовностью оценить состояние среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения;

способностью и готовностью к оценке состояния здоровья населения и факторов его определяющих, осуществлению прогноза динамики заболеваемости различных групп населения;

в лечебной деятельности:

способностью и готовностью оказать первую врачебную помощь при неотложных состояниях на догоспитальном этапе;

способностью и готовностью оказать медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, стихийных бедствий, аварий, в очагах массового поражения;

в организационно-управленческой деятельности:

способностью и готовностью к осуществлению управленческой деятельности в интересах санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения;

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций;

способностью и готовностью использовать знания организационной структуры Роспотребнадзора, управленческой и экономической деятельности, анализировать показатели работы их структурных подразделений;

способностью и готовностью к организации и управлению подразделениями органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, иных учреждений здравоохранения;

способностью и готовностью организовать труд персонала в лечебно-профилактических и других учреждениях, определить функциональные обязанности и оптимальный алгоритма их осуществления;

способностью и готовностью вести деловую переписку;

способностью и готовностью организовать работы с медикаментами, соблюдение правил их оборота и хранения;

в психолого-педагогической деятельности:

способностью и готовностью к проведению гигиенического воспитания и обучения населения и профессиональных контингентов;

способностью и готовностью формировать у населения позитивной мотивации, направленной на сохранение и повышение уровня здоровья; внедрение элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья;

способностью и готовностью к обучению населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболевания и укреплению здоровья;

способностью и готовностью к осуществлению воспитательной и педагогической работы со средним медицинским и вспомогательным персоналом;

— способность и готовность к проведению гигиенического воспитания и обучения населения;

способность и готовность формировать у населения позитивные мотивации, направленные на сохранение и повышение уровня здоровья, внедрение элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья;

— способность и готовность к обучению населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболевания и укреплению здоровья;

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью к проведению научно-практических исследований;

способностью и готовностью к анализу научной литературы, обработке и анализу официальных статистических сведений;

способностью и готовностью к написанию рефератов по современным научным проблемам;

способностью и готовностью к участию в решении отдельных научно-исследовательских задач по разработке новых методов и технологий в области медицины.

Кто такой врач невролог – что лечит у взрослых

Наука неврология появилась более 150 лет назад. Ее основной предмет изучения – нервная система, как в патологическом, так и в нормальном состояниях. Специалисты данного направления в медицине называются неврологами, занимаются вопросами, которые связаны с заболеваниями периферической и центральной частей нервной системы, исследуют механизмы их возникновения, способы профилактики и лечения.

Специализация врача

У взрослых пациентов основными органами обследования являются головной и спинной мозг. Важными элементам изучения становятся нервы и нервные сплетения.

При поражении или патологии мозга могут страдать другие важные органы и части тела человека, поэтому считается, что неврология тесно связана с эндокринной системой, деятельностью желудочно-кишечного тракта и органами чувств.

Врача стоит посетить, когда ощущаются боли в спине, шее и голове, в грудном отделе и животе. Помимо этого, к неврологу следует обратиться, если началась депрессия и появились неврозы, навязчивые состояния и тревога.

Неврологические заболевания могут проявляться в виде тремора конечностей и тиков, что также становится важным поводом для быстрого обращения к специалисту.

Обращаются к специалисту требуется при проявлении синдрома дефицита внимания, постоянном ощущении страха. Такие состояния способствуют сужению сосудов головного мозга и нарушению его нормальной деятельности.

Неврологический осмотр

Прием у невролога начинается с визуального осмотра и выявления жалоб пациента. Чтобы помочь специалисту правильно диагностировать заболевание и выяснить его причины, пациенту следует подробно рассказать о состоянии здоровья и симптомах, степени их выраженности, частоте проявления.

Как проходит прием. Он проводится в индивидуальном порядке с каждым пациентом отдельно, все зависит от вида заболевания.

В обязательном порядке изучается медицинская карта, справки и результаты анализов. Если данных недостаточно, то врач назначает дополнительные анализы и обследования для постановки точного диагноза.

Основная цель осмотра — определить состояние нервной системы, получить точную информацию о ее функционировании.

Неврологический осмотр базируется на обследовании отделов нервной системы, начиная от мышц и заканчивая головным мозгом. Врач анализирует походку пострадавшего, координацию движений и рефлексы, черепные нервы. Прием у невролога может также сопровождаться пальпацией, то есть ощупыванием тела пациента на обнаружение патологических изменений.

Диагностические исследования

После того, как проведен неврологический осмотр, для точного постановления диагноза пациент может быть направлен на обследование.

Виды проводимых исследований:

  • электронейромиография;
  • рентгенография;
  • ультразвуковое исследование;
  • компьютерная томография (КТ) головного и спинного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • магниторезонансная томография (МРТ) отделов спины, мозга;
  • дуплексное сканирование магистральных артерий головы (ДС МАГ).

Также могут назначаться различные лабораторные методы исследования организма (общий и развернутый анализ крови, анализ мочи и др.). Когда и какие анализы назначаются, зависит только от состояния здоровья пациента.

Симптомы патологий

Врач-невролог помогает справиться с неврологическими заболеваниями, которые характеризуются специфическими симптомами.

К компетенции врача относятся многие неврологические симптомы, на которые чаще всего не обращают должного внимания в повседневной жизни.

С какими жалобами обращаются пациенты к специалисту:

  • головные боли и мышечная слабость;
  • расстройства речи;
  • бессонница, частые просыпания, плохой сон;
  • болевые ощущения в области спины и головы;
  • головокружения, шумы в ушах;
  • внезапная потеря сознания;
  • потеря чувствительности, онемение пальцев рук и ног, мягких тканей;
  • покалывание в конечностях;
  • общая слабость организма, быстрая утомляемость;
  • нарушение координации, походки;
  • рассеянность, ухудшение памяти, восприятия.

При неврологических заболеваниях могут проявляться или несколько симптомов одновременно, или только один из вышеперечисленных признаков. Несвоевременное обращение к неврологу может привести к быстрому ухудшению состояния организма и нарушению привычного ритма жизни.

Виды заболеваний

Подобные болезни считаются наиболее распространенными в мире, могут развиваться буквально в любом возрасте и при несвоевременном лечении перерастают в патологии.

Только квалифицированные специалисты определяют тип заболевания и его стадию развития.

На сегодня выделяют такие неврологические заболевания, как:

  • болезнь Паркинсона;
  • головные боли разного характера, продолжительности (мигрени, дрожь, нервный тик и др.);
  • инсульт и его последствия;
  • травмы спины и головы, а также их последствия;
  • нарушение сна;
  • судороги в разных частях тела;
  • вегетативная дисфункция;
  • болезнь Альцгеймера;
  • радикулит;
  • межпозвоночные протрузии, грыжи;
  • рассеянный склероз;
  • ишиас;
  • истерия;
  • инсульт и его последствия;
  • невралгии разного характера;
  • эпилепсия и др.

Практически во всех случаях, нервная система поражается грибковыми, вирусными, бактериальными, вирусными и паразитическими инфекциями. Лишь в некоторых случаях основной причиной развития заболеваний периферической нервной системы является иммунная реакция организма.

Лечение сосудов

Ангионевролог – врач, который специализируется на обнаружении сосудистых заболеваний головного мозга, а также на их лечении.

В компетенцию специалиста входит совершенствование профилактических мер людей трудоспособного возраста.

Кроме этого, ангионевролог активно работает с другими специальностями.

Специалист пропагандирует правильное питание, отказ от злоупотребления спиртных напитков и ведение активного образа жизни.

Что лечит ангионевролог:

  • неврологический синдром Паркинсонизм;
  • патологические изменения в позвоночнике;
  • хроническая сосудисто-мозговая недостаточность;
  • определение повторного, первичного риска проявления инсульта;
  • нарушение мозговой деятельности при артериальной гипертензии;
  • инсульт, его последствия;
  • нарушение кровообращения в головном мозге;
  • мозговая венозная дисфункция;
  • нарушения сосудистой сети головного мозга, спинального кровообращения;
  • сосудистые патологии;
  • вегето-сосудистая дистония и др.

Отличие от невропатолога

Понятие «невропатолог» активно употреблялось в 80-х годах по отношению к специалисту, прошедшему обучение в медицинском ВУЗе по профильной специализации — неврология. В современной медицине такого врача принято называть «невролог», и разница в выполнении функциональных обязанностей, в сравнении с невропатологом, не выявлена. Можно считать, что невролог и невропатолог – это слова-синонимы.

В зависимости от того, с какими жалобами обращается пациент к специалисту, зависит прохождение первичного осмотра. Только невролог может поставить точный диагноз и назначить результативное лечение. Специалисты помогут справиться со многими заболеваниями, которые сковывают движения и причиняют немалый дискомфорт.

Видео: какие заболевания лечит невролог

Что лечит хирург, и что входит в его компетенцию?

Что лечит хирург? Это врач, который обучен диагностированию и лечению травм и других заболеваний, требующих инвазивного вмешательства. Практически любое медицинское направление имеет свое терапевтическое и хирургическое ответвление. Например, кардиолог/пульмонолог – торакальный хирург, гастроэнтеролог – абдоминальный хирург и т. д. Но не все обыватели могут себе представить, чем занимается каждый из них.

Торакальная хирургия

Первый в нашем списке — торакальный хирург. Что лечит этот специалист? Исходя из названия, он занимается устранением заболеваний органов грудной клетки. В его ведении находятся сердце, легкие, трахея, пищевод, тимус, щитовидная и паращитовидная железы, а также плевра и содержимое средостения. Кроме того, иногда в его компетенцию попадают патологии молочной железы, хотя чаще этими заболеваниями все-таки занимаются онкологи.

Конечно, существуют более узкие специалисты, оперирующие в той же области, что и торакальный хирург. Что лечит, например, кардиохирург или хирург-маммолог, понятно каждому. Но они не могут охватить все заболевания, встречающиеся на врачебном пути, поэтому нужны универсальные практики.

Абдоминальная хирургия

Номером два стоит абдоминальный хирург. Что лечит врач данного направления? Все заболевания, так или иначе затрагивающие брюшную полость. Это могут быть травмы, проникающие и непроникающие ранения, воспаления, разрывы, кровотечения, прободения, перитонит и сепсис. Перекруты и дивертикулы кишечника, острый аппендицит, спаечная или другая кишечная непроходимость, внематочная беременность и многие другие патологии, названия которых людям, далеким от медицины, даже читать страшно.

Современная хирургия направлена на минимизацию последствий патологического процесса и последующего лечения, разрабатываются новые способы доступа к органам и техники ушивания. Это помогает избежать косметических дефектов, а также ограничить контакт врача с внутренней средой организма и, как следствие, препятствовать появлению спаек.

Читать еще:  Капсулы от молочницы

Сосудистый хирург: кто это и что лечит?

Все органы нашего тела получают питательные вещества и кислород благодаря разветвленной сети сосудов. Но довольно часто эта система дает сбои, и тогда у человека диагностируют инфаркт, инсульт, тромбоэмболию, варикоз или некроз органа. В такой ситуации помочь человеку может сосудистый хирург. Кто это и что лечит? Это узкий специалист, который занимается оперативным лечением заболеваний сосудов.

У них нет отдельной части тела, так как артерии, вены и капилляры присутствуют буквально везде. Поэтому часто приходится видеть, как сосудистые и торакальные хирурги работают в одной операционной. Не брезгуют их помощью и травматологи, и специалисты по абдоминальной хирургии, и многие другие. Кроме того, в их компетенцию входят такие диагностические манипуляции, как коронарография, ангио- и флебография.

Челюстно-лицевой хирург: что лечит?

У стоматологов тоже есть свой специалист хирургического профиля. Конечно, такой врач занимается не только зубами и челюстями. Он может прийти на помощь офтальмологам, нейрохирургам и травматологам.

Чем же занимается челюстно-лицевой хирург, что лечит? В его ведении находятся воспалительные заболевания органов, тканей и костей лица и шеи, травмы в этой области, онкологические процессы, врожденные и приобретенные дефекты. Часто врачи этой специальности работают с пластическими хирургами.

Нейрохирургия

Что лечит хирург этого направления? Он занимается патологиями самой сложной, но в то же время интересной системы – нервной. Она включает в себя спинной и головной мозг, а также все периферические нервные окончания.

Как отдельная специальность эта дисциплина появилась только на стыке 19 и 20 веков, но еще древние инки занимались трепанациями, а египтяне при мумификации своих правителей использовали чрезназальный доступ для извлечения мозга. Современная нейрохирургия, конечно, более усовершенствованная. Врачи научились сшивать нервы, удалять части мозга без видимых последствий, восстанавливать подвижность после параличей и извлекать опухоли практически любой локализации.

Наука не стоит на месте в этой области. Хирурги пытаются найти все новые решения проблемы болезней Паркинсона и Альцгеймера, а также стимуляции деления нервных клеток.

Хирургия в оториноларингологии

Что лечит хирург-оториноларинголог? То, что не может вылечить терапевт этой же специальности. Как правило, это патологии наружного и среднего уха, носа, горла и гортани. В его ведении находятся всевозможные фоновые и облигатные предраковые состояния, удаление миндалин и гланд, устранение причины нарушения проходимости дыхательных путей, извлечение инородных тел.

Часто так бывает, что врач совмещает терапевтическое и хирургическое направление по данной специальности. Это позволяет повысить качество помощи и ускорить ее. Встретить их можно как в поликлинике, так и в стационаре многопрофильных больниц, предоставляющих высококвалифицированную помощь.

Пластическая хирургия

Многие люди недовольны той внешностью, которой их одарила природа. Они так и норовят ее подправить или кардинально изменить. А бывает и так, что косметические дефекты появляются после болезни или чересчур травмирующего лечения. В таких ситуациях на помощь приходят пластические врачи. Что лечит хирург этой специальности?

Как правило, он созидает, а не лечит. Благодаря его мастерству у людей появляются желаемые формы, увеличиваются губы и грудь, исчезают лишние килограммы и морщины. При желании можно даже изменить овал лица, форму носа, цвет кожи, даже пол. Но в первую очередь задача этого хирурга — разобраться в причинах, которые побудили человека решиться на операцию, и убедить его, что он и так прекрасен.

Травматология

Для чего еще сгодится врач-хирург? Что лечит травматолог? Ответ на этот вопрос достаточно очевиден – повреждения костей. Всю свою жизнь мы получаем травмы. Некоторые из них заживают самостоятельно и не требуют нашего внимания, но иногда нам все-таки приходится обращаться за медицинской помощью.

В больницах существуют специальные отделения – травмпункты, куда приходят или приезжают люди с увечьями. Там их встречает врач, который после тщательного осмотра и рентгенографии выясняет, есть ли повреждение костей или нет. А дальше человека ждет либо счастливое возвращение домой, либо накладывание гипса в манипуляционной комнате. В тяжелых случаях больного перевозят в операционную и там скрепляют отломки металлическими винтами, спицами или скобами. Такие меры необходимы, чтобы кости срослись правильно.

Травматологи тесно сотрудничают с хирургами других специальностей, такими как ортопеды, нейрохирурги, челюстно-лицевые хирурги, спортивные и военно-полевые врачи.

Хирургия в поликлинике

Что лечит хирург в поликлинике, ведь там нет ни поражающего воображение оборудования, ни бригады помощников разных мастей, ни даже места для проведения операций. В первую очередь в поликлинике хирург осуществляет сортировку пациентов на тех, кому можно помочь дома или в амбулатории, и тех, кто должен для дальнейшего лечения отправиться в стационар.

Для этого он проводит тщательный опрос и осмотр человека, обратившегося к нему за помощью, назначает лабораторные и инструментальные обследования. И только после тщательного анализа полученной информации врач принимает решение относительно дальнейшего лечения.

Кроме того, в его ведении остаются больные, которые долечиваются после выписки из отделения. Их нельзя упускать из виду, так как многим требуются длительные перевязки и консультации.

Второй задачей хирурга в поликлинике является лечение пациентов. Оно может быть как оперативным, так и неоперативным. При необходимости врач может проводить небольшие операции, такие как вскрытие фурункулов и карбункулов, проведение первичной хирургической обработки резаных и укушенных ран, удаление заноз и многое другое.

Основные компетенции «ВОП/СВ». Определение профессиональной компетентности специалиста «ВОП/СВ».

Обучение на цикле профессиональной переподготовки должно обеспечить возможность не сертифицированному врачу овладеть важнейшими практическими навыками, которые объединены в 6 основных компетенций.

Компетенции – это динамическое сочетание знаний, умений и способов их применения, а также отношений, которые базируются на содержании образовательной программы.

Характеристика деятельности ВОП/СВ. Основные компетенции:

1. Управление процессом оказания ПМСП

2. Использование в работе с пациентом личностно-ориентированного подхода

3. Умение решать определенные проблемы пациента

4. Осуществление комплексного подхода при оказании ПМСП

5. Использование территориального принципа в обеспечении населения ПМСП.

6. Целостное представление о пациенте и его состоянии с учетом био-психо-социальной модели, культурных и экзистенциальных аспектов жизни людей.

1. Управление процессом оказания ПМСП включает следующие умения.

· Управление процессом первичного контакта пациента с системой здравоохранения, умение разделять и классифицировать проблемы пациента;

· Оказание ПМСП по всему спектру заболеваний, независимо от тяжести состояния, возраста и пола пациента, других его особенностей;

· Управление оказанием эффективной и адекватной ПМСП с наиболее рациональным использованием ресурсов здравоохранения;

· Координирование медицинской помощи с другими специалистами, работающими в первичном звене здравоохранения, а также – со специалистами стационаров;

· Обеспечение доступности необходимых медицинских услуг, предусмотренных системой здравоохранения;

· Защита интересов пациента.

2. Использование в работе с пациентом личностно-ориентированного подхода включает следующие умения:

· Уделять особое внимание при работе пациента предпочтениям пациента;

· Консультировать пациента, устанавливая эффективные взаимоотношения, не ущемляя его право на независимость и самостоятельность;

· Уметь расставлять приоритеты, сотрудничая с пациентом;

· Обеспечивать длительное и непрерывное наблюдение на основании потребностей каждого пациента, согласно принципам непрерывности и координированного оказания ПМСП;

3. Умения решать определенные проблемы пациента включает:

· Уметь установить связь в процессе принятия решений с распространенностью и частотой новых случаев заболевания или состояния в данной группе населения;

· Уметь выбирать и анализировать информацию, полученную при сборе анамнеза, клинического и лабораторно-инструментального обследования и использовать её при разработке плана лечения при участии пациента;

· Действовать с учетом следующих принципов: последовательный характер исследований и назначений, рациональное распределение времени в соответствии с задачами обследования и лечения; сохранение толерантности в случае неуточненного диагноза;

· Уметь принимать решения при неотложных состояниях.

· Уметь проводить раннюю диагностику на начальных, недифференцированных стадиях проявления болезни;

· Проводить рационально и эффективно диагностические и терапевтические вмешательства.

4. Осуществление комплексного подхода при оказании ПМСП включает умения:

· Уметь работать с пациентами, предъявляющими большое количество жалоб и имеющих несколько заболеваний (острых и хронических);

· Побуждать пациента к здоровому образу жизни и проводить профилактические мероприятия, позволяющие обеспечить удовлетворительное состояние здоровья и самочувствие пациента;

· Координировать мероприятия по оздоровлению, профилактике, лечению (включая паллиативное) заболеваний, проводить реабилитацию;

5. Использование территориального принципа в обеспечении населения ПМСП включает умения:

· Согласовывать потребности отдельных пациентов в медицинской помощи с потребностями всей обслуживаемой группы и с имеющимися ресурсами.

6. Целостное представление о пациенте и его состоянии с учетом био-психо-социальной модели, культурных и экзистенциальных аспектов жизни людей включает:

· Принимать решения на основе био-психо-социальной модели культурных и экзистенциальных аспектов жизни пациента.

В своей работе ВОП/СВ стремится удовлетворять этим требованиям в трех сферах деятельности.

1. В повседневной клинической практике:

· Уметь рассматривать широкий спектр жалоб, функциональных нарушений и заболеваний по мере их появления;

· Проводить лечение и длительное наблюдение пациента;

· Уметь эффективно сочетать данные научных исследований и собственный клинический опыт.

2. В общении с пациентами:

· Уметь структурировать процесс консультирования;

· Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть предлагаемых вмешательств и результатов исследований;

· Уметь адекватно реагировать на различные эмоции пациента.

3. При руководстве деятельностью общей врачебной практики:

· Обеспечить доступность медицинской помощи для пациентов;

· Организовать эффективную работу, оснастить оборудованием, руководить деятельностью и взаимодействовать с сотрудниками общей врачебной практики;

· Уметь взаимодействовать с другими сотрудниками и специалистами, в том числе работающими в системе первичной медицинской помощи.

Поскольку семейная медицина ориентирована на интересы пациента, её развитие в основном определяется тремя характерными подходами.

1. Особенности личности пациента и его социального окружения. Проявление интереса к личности пациента и его окружению. Использование особенностей личности и культурного уровня пациента, его семьи, общества при принятии любых решений. Оценке возможных последствий заболевания для членов семьи и других лиц окружающих пациента.

2. Этические особенности. Уметь опираться на собственные знания и способности при выявлении этических проблем в клинической деятельности (профилактика, диагностика, лечение, оценка факторов риска, влияющих на здоровье, качество и образ жизни пациента), а также при решении личностных этических проблем. Осознание наличия взаимосвязи работы и частной жизни врача; стремление к достижению желаемого соотношения между ними.

3. Научные особенности. Использовать в практической деятельности научно-ориентированный подход, постоянно совершенствовать его путем непрерывного профессионального образования. Понимать общие принципы и методы теоретического обоснования проведения научных исследований. Владеть основами медицинской статистики и доказательной медицины, медицинской эпидемиологии, патологии, клинических проявлений заболеваний, диагностики, лечения, определения прогноза, а также основами современной методологии профилактической медицины, теории принятия решений, формулирования гипотез и решения проблем. Уметь находить, анализировать и критически оценивать медицинскую литературу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector