2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды и формы проявления патологии

Типовые формы патологии клеток: виды, основные причины, механизмы развития, проявления, последствия.

Дистрофии.

Клеточные дистрофии — нарушения обмена веществ, сопровождающиеся рас­стройством функций клеток, пластических процессов в них, а также структур­ными изменениями, ведущими к нарушению жизнедеятельности клеток.

Механизмы дистрофий разнообразны. К числу ведущих относятся следующие:

  • синтез аномальных, в норме не встречающихся в клетке, веществ (напри­мер, белково-полисахаридного комплекса — амилоида);
  • избыточное превращение одних соединений в другие (например, жиров и углеводов в белки, углеводов в жиры);
  • декомпозиция (фанероз): распад субклеточных структур и/или веществ (на­пример, белково-липидных комплексов мембран);
  • инфильтрация клеток и межклеточного вещества органическими и неорга­ническими соединениями (например, ЛПНП и Са 2+ клеток интимы арте­рий при атеросклерозе).

Виды клеточных дистрофий.

Основным критерием классификации клеточных дистрофий является преиму­щественное нарушение метаболизма отдельных классов веществ. Согласно этому, различают диспротеинозы (белковые дистрофии), липидозы (жировые дистро­фии), диспигментозы (пигментные дистрофии), углеводные и минеральные дистрофии. Отдельную группу составляют тезаурисмозы (болезни накопления).

ДИСПРОТЕИНОЗЫ

Для белковых дистрофий характерно изменение физико-химических свойств клеточных белков и как следствие — нарушение их ферментативной и струк­турной функций. Различают зернистую, гиалиново-капельную и гидропичес-кую дистрофии. Эти разновидности диспротеинозов — последовательные эта­пы нарушений обмена белков, приводящие к некрозу клеток.

Чаще диспротеинозы являются приобретёнными (вторичными). Реже встреча­ются первичные (наследуемые и врождённые) их варианты. Обычно эти после­дние — результат ферментопатий и обусловлены нарушениями обмена амино­кислот, например цистеина (цистиноз), фенилпировиноградной кислоты (фе-нилкетонурия), тирозина (тирозиноз) и некоторых других.

ЛИПИДОЗЫ

К липидам относят различные по химическому составу гидрофобные вещества.

Для липидозов (жировых дистрофий) характерно увеличение содержания внут­риклеточных липидов, появление липидов в клетках, где они в норме отсут­ствуют, а также образование липидов аномального химического состава.

Различают липидозы первичные (наблюдаются, как правило, при ферментопа-тиях: ганглиозиддипидоз, цереброзидлипидоз, сфингомиелинлипидоз и др.) и вторичные (вызванные различными патогенными факторами: этанолом, со­единениями фосфора, четырёххлористым углеродом, некоторыми ЛС — цито-статиками, антибиотиками, барбитуратами и др.). Вторичные липидозы, по­добно диспротеинозам, наиболее часто выявляются в клетках миокарда, пече­ни, почек, мозга и носят соответствующие названия (жировая дистрофия сердца, печени, почек, мозга).

УГЛЕВОДНЫЕ ДИСТРОФИИ

Углеводные дистрофии характеризуются нарушениями обмена полисахаридов (гликогена, мукополисахаридов) и гликопротеинов (муцина, мукоидов).

ДИСПИГМЕНТОЗЫ

Клеточные пигменты — хромопротеиды — соединения, состоящие из белка и хромофора.

Виды пигментов: гемоглобиногенные, или железозависимые; протеиногенные, или тирозиногенные; липидогенные, или липопротеиногенные.

Виды диспигментозов. Пигментные дистрофии (диспигментозы) классифицируют в зависимости от их происхождения, механизма развития, структуры пигмента, проявлений и распространённости.

МИНЕРАЛЬНЫЕ ДИСТРОФИИ

Из минеральных дистрофий наибольшее значение имеют нарушения обмена кальция, калия, железа, цинка, меди в виде отложения солей этих химических элементов.

ТЕЗАУРИСМОЗЫ

Тезаурисмозы (болезни накопления) — накопление избытка различных веществ в клетках, что сопровождается нарушением их структуры и функции, а также интенсивности и характера метаболических и пластических клеточных процес­сов. Практически все тезаурисмозы — результат наследственных ферментопатий, передающихся, как правило, по аутосомно-рецессивному типу. В отдельные группы принято выделять болезни накопления лизосомные и пероксисомные. В зависимости от типа накапливающихся веществ тезаурисмозы подраз­деляют на липидные (липидозы), гликогеновые (гликогенозы), аминокислот­ные, нуклеопротеиновые, мукополисахаридные (мукополисахаридозы), муколипидные (муколипидозы). Наиболее распространёнными разновидностями тезаурисмозов являются липидные и гликогеновые.

Дисплазии. ДИСПЛАЗИИ — нарушения дифференцировки клеток, сопровождающиеся стойкими изменениями их структуры, метаболизма и функции, ведущими к нарушению их жизнедеятельности

Дифференцировка клеток определяется генетической программой, но реализа­ция этой программы в существенней мере зависит от сложных взаимодействий ядра и цитоплазмы, микроокружения клетки, влияния на клетку БАВ и многих других факторов. Именно поэтому даже при одном и том же отклонении в геноме различных клеток проявления дисплазии могут носить «разноликий» характер. Среди дисплазии выделяют метаплазии, характеризующиеся замеще­нием в конкретном органе характерных для него клеток клетками другого типа.

Существенно, что клеточные дисплазии лежат в основе опухолевого роста и в клинической практике рассматриваются как предраковые состояния.

Как правило, при дисплазиях клетки увеличены в размерах, имеют неправиль­ную, причудливую форму («клетки-монстры»), соотношение различных орга-нелл в них диспропорционально. Нередко в таких клетках обнаруживаются

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возраста­ет. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдель­ных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиениче­ских, экономических, экологических условий для будущих ма­терей и детей разных возрастных групп. У многих детей возни­кают психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и по­требностей. Эти и многие другие патологические факторы при­водят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объ­единяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза, т. е. развития инди­вида в отличие от развития вида (филогенез). Многочислен­ными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомо­торного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и соци­альной депривации.

На начальных этапах развития проблемного ребенка глав­ным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздей­ствия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникают педагогическая шпущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными осо­бенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощу­щениями неуспеха.

В настоящее время единых принципов классификации нарушений в развитии не существует. Некоторые исследова-

тели выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями
слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата
и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим или реактивным состоянием и кон­
фликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) фор­
мами поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофрены в степени де-
бильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболе­
ваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).

Эта классификация детей с отклонениями в развитии пред­ставлена в работе М.А.Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (М., 1967).

Возможно и другое подразделение на группы:

1) дети с отклонениями развития в связи с органическими
нарушениями;

2) в связи с функциональной незрелостью;

3) дети с отклонениями в развитии на почве психических
деприваций (См.: Усанова О.Н. Дети с проблемами психи­
ческого развития. — М., 1995).

В монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова «Основы дефектологии» (М., 1990) приводится следующая классифика­ция детей с нарушениями развития:

1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и
зрения);

2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно от­
сталые и дети с задержкой психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами
развития;

6) дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.

Психомоторное развитие ребенка — сложный диалектиче­ский процесс, в нем отмечаются последовательность и нерав­номерность формирования отдельных психических процессов и функций. На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими ста­диями, каждый возрастной этап характеризуется качествен­ным своеобразием, отличающим его от других этапов.

Нарушения развития детей могут быть вызваны разными факторами. Неблагоприятное воздействие в период внутриут­робного развития называется пренаталъным, в период родо­вой деятельности мотальным, а после рождения — постнаталь-ным воздействием. Соответственно называются и нарушения. Сочетание внутриутробной и природовой патологии называ­ется перинатальным повреждением (например, перинатальная энцефалопатия).

Вызвать отклонения в развитии могут различные патоло­гические факторы, действующие во внутриутробный период: генетические отклонения, отягощенная наследственность, хронические заболевания родителей; злоупотребление роди­телей алкоголем, наркотиками, курением; физические и пси­хические травмы женщины в период беременности; инфекци­онные, вирусные заболевания, токсоплазмоз; конфликт по резус-фактору; нефропатия — недостаточность деятельности почек, токсикозы и интоксикация (отравления); внешнесредо-вые факторы — неблагоприятная экологическая ситуация, про­фессиональные вредности у родителей до рождения ребенка и многие другие неблагоприятные факторы.

Другая группа причин — патология родовой деятельности: быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуля­цией, использование щипцов, обвитие ребенка пуповиной, что приводит к рождению в асфиксии (удушье), неквалифициро­ванное оказание акушерской помощи и другие природовые травмы.

Нарушения развития ребенка могут быть вызваны и раз­личными прижизненными факторами: опухоли мозга (менин-гиома), нейроинфекции (менингиты и энцефалиты), инфекци­онные болезни с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясения мозга, контузии и т.д.

В ряде случаев отмечается действие не одного какого-либо патологического фактора, а их сочетание — полиэтиология. Проявляется наследственная отягощенность: через специаль­ные структуры половых клеток родителей — хромосомы -передается информация о признаках отклонений (аномалий) развития. Хромосомные нарушения (аберрации) приводят к умственной отсталости ребенка, нарушениям слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д. По данным со­временной науки, на 1000 новорожденных приходится 5-7 де­тей с хромосомными аномалиями.

Нарушения психомоторного развития ребенка могут иметь место при нарушениях питания и сна детей, при дли­тельных соматических заболеваниях, вызывающих истоще-

ние ребенка и поражение центральной нервной системы. Вероятность возникновения отклонений в развитии повы­шается у недоношенных детей, родившихся раньше срока или с малым весом тела.

Нарушения развития, связанные с органическим пораже­нием центральной нервной системы, называются органически­ми нарушениями.

Дефекты развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефииитар-ном развитии. В их числе: социально-педагогическая запу­щенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмо­ционально положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушения речи окру­жающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.

Установлено, что благополучное развитие ребенка бывает только в случаях равновесия между внутренними и внешними условиями формирования организма. По словам И.П.Павло­ва, болезнь возникает там и тогда, когда нарушается равнове­сие внутренних и внешних условий жизни организма, когда на неблагоприятное воздействие окружающей среды ребенок не может дать соответствующую ответную реакцию, не может приспособиться к этому воздействию. Функциональные нару­шения обычно являются более легкими по сравнению с ор­ганическими, и при устранении неблагоприятных факторов развитие интенсифицируется, а при проведении специальной коррекционной работы ребенок может догнать в развитии сверстников. Функциональные нарушения обратимы и при своевременно проведенных коррекционных мероприятиях обычно проходят бесследно.

Л.С.Выготский выдвинул тезис об общности закономер­ностей развития нормального и аномального ребенка, что было подтверждено рядом более поздних исследований. И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступа­тельный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств, что является основой для будущего скачка в развитии. Свойства психики формируются на основе чередования эволюции признаков с революционным, скачко­образным формированием новых качеств. Динамика развития нормального и аномального ребенка подчинена единым об­щим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими специфическими особенно­стями. Дети с отклонениями по всем параметрам отличаются * от детей с нормальным развитием.

Читать еще:  Лекарственный аборт описание↑

Каждый вид аномального развития характеризуется сис-и’мным проявлением, в котором выделяются первичные и н i оричные отклонения.

При разных видах отклонений в развитии доминирующим ниляется нарушение речевого общения, когда у ребенка нару­шена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. При ана-пизе конкретного вида нарушенного развития важно учиты-нать общие для нормального и аномального развития зако­номерности и тенденции, общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка. Одна категория аномальных проявлений отличается от другой по ряду диагностических и прогностически значимых показателей.

Важной закономерностью психического развития ано­мальных детей являются трудность их социальной адаптации, (атруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с соци­альной средой.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направ­ленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенно­сти воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нару­шений отдельных психических процессов и функций, от воз­растных и компенсаторных возможностей ребенка, от харак­тера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная по­мощь. Все это подчеркивает необходимость ранней диагно­стической и коррекционной работы, ибо раннее выявление нарушений — залог эффективности их преодоления.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоас­пектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в раз­витии бывают разных форм и разной степени выраженности. Часто они становятся заметными, и если своевременно не приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагоги­ческие меры, могут возникнуть вторичные отклонения в структуре дефекта. Поэтому очень важно своевременно обна­ружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходи­мую помощь. Родители и воспитатели не всегда могут адек­ватно оценить состояние ребенка, обнаружить имеющиеся у

него проблемы и отклонения в развитии, поэтому педагогам общеобразовательных учреждений необходимо иметь опреде­ленный запас сведений по специальной психологии и коррек-ционной педагогике и владеть навыками коррекционно-воспитательного воздействия.

Организм ребенка, его здоровье, личностные особенности рассматриваются современной наукой системно, целостно, многоаспектно.

Педагог должен иметь четкое представление о закономер­ностях формирования индивида, личности, при этом важно абстрагироваться от частностей и деталей. У педагога должно быть сформировано системное представление, системное мышление и в целом системная парадигма в изучении, обуче­нии и воспитании ребенка, в том числе и ребенка с отклоне­ниями в развитии.

Современный подход к коррекции и компенсации откло­нений в развитии может быть охарактеризован как комплекс­ный и личностно-ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов, характеризующие разные стороны психического и физическо­го состояния ребенка, и оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой. При этом учитываются индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, т.е. коррекционно-воспитательное воздействие не может и не должно быть стан­дартизированным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Девиантное поведение: причины, виды, формы

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное . Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное , еще одно его название – делинквентное . Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное . Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение . В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение . Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение . Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды . Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество . Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение . Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения . Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  1. Личностные факторы.
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

4.Наследственные формы патологии коры надпочечников, виды, патогенез, основные проявления.

Причина: Гипогидратация организма различного происхождения с развитием гиповолемии (например, в результате повторной рвоты, диареи, полиурии). При общем нормальном числе лейкоцитов содержание их в ед.объёма крови увеличено. Одновременно повышено в крови и кол-во др. форменных элементов крови.

— Увеличение числа всех форм лейкоцитов или отдельных их видов (лимфоцитов, моноцитов, разных гранулоцитов) в значительной мере определяется характером причинного фактора.

Читать еще:  Кандид при грибке гинекология

— При аллергических реакциях, как правило, происходит преимущественное увеличение в крови числа эозинофилов (аллерген обусловливает высвобождение из лимфоцитов стимуляторов эозинофильного лейкопоэза — ИЛ5, ИЛ17, фактора хемотаксиса эозинофилов ECF, эотаксина).

— При инфП, вызванных бактериями (в частности, стрептококками, стафилококками) стимулируются миелопоэз и выброс в кровь гранулоцитов, в основном нейтрофилов.

— При внедрении в организм многих вирусов (например, возбудителей коклюша, гепатита) и некоторых микробов (например, возбудителей туберкулёза, сифилиса, бруцеллёза) происходит преимущественная стимуляция лимфопоэза и увеличение числа лимфоцитов в периферической крови. Некоторые вирусы, бактерии и простейшие, вызывающие инфБ (например, инфекционный мононуклеоз, краснуху, бруцеллёз, малярию), активизируют также моноцитопоэз и мобилизацию моноцитов из костного мозга в кровь с развитием моноцитоза.

Изменения лейкоцитарной формулы при лейкоцитозах.

Истинные (регенераторные, абсолютные) лейкоцитозы, развивающиеся за счёт усиления пролиферации клеток миелоцитарного ряда, сопровождаются изменениями лейкоцитарной формулы.

Изменения лейкоцитарной формулы обусловлены увеличением или уменьшением в периферической крови числа молодых форм миелоцитарных клеток и появлением форм, в норме в ней отсутствующих. В таком случае говорят об изменении соотношения зрелых и незрелых форм лейкоцитов — о ядерном сдвиге гранулоцитов влево или вправо. Применение этих терминов связано с расположением названий молодых форм нейтрофилов (палочкоядерных, метамиелоцитов, миелоцитов, промиелоцитов) в левой части лабораторного бланка, а зрелых — в их правой части.

4.Наследственные формы гиперплазии коры надпочечников, патогенез, основные проявления.

Врожденная гиперплазия коры надпочечников, которая раньше называлась адреногенитальным синдромом, явл.клиническим синдромом, развитие которого связано с нарушением секреции кортикостероидов вследствие врожденного дефекта ферментов, ответственных за биосинтез этих гормонов. Сниженное образования кортизола приводит к повышению секреции АКТГ с последующим развитием гиперплазии коркового слоя коры надпочечников. Для синдрома врожденной гиперплазии коры надпочечников характерна триада: низкий уровень кортизола и высокое содержание АКТГ в крови, двусторонняя гиперплазия надпочечников. Типичным для этой патологии является интактность ренин-ангиотензин-альдостероновой системы.

Врожденная гиперплазия коры надпочечников явл.следствием нарушения активности ферментов, осуществляющих биосинтез стероидов. Эти ферменты контролируют гормоны не только в надпочечниках, но и в половых железах, поэтому при данной патологии имеется также нарушение секреции половых гормонов.

Врожденная гиперплазия коры надпочечников может быть подразделена на след.формы: недостаточность 21-гидроксилазы (классическая и неклассическая формы), недостаточность 11b-гидроксилазы (классическая и неклассическая формы), недостаточность 3b-гидроксистероидной дегидрогеназы, недостаточность 17a-гидроксилазы с недостаточностью 17,20-лиазы или без нее, недостаточность 20,22 десмолазы (липоидная гиперплазия коры надпочечников), недостаточность метилоксидазы I и II типа.

Вирильная форма синдрома связана с частичной недостаточностью 21-гидроксилазы. Как правило, при этом наблюдается компенсация функции коры надпочечников в результате повышения секреции АКТГ, т.е. уровень кортизола в крови снижен незначительно или определяется на нижней границе нормы. Повышенная секреция АКТГ, однако, приводит к значительному образованию андрогенов, прогестерона и 17-гидроксипрогестерона, которые угнетают сользадерживающую активность альдостерона на уровне канальцев почек. Повышение уровня ренина в плазме приводит к компенсаторному усилению секреции альдостерона. Таким образом, компенсаторные механизмы (усиление секреции АКТГ), посредством которых осуществляется нормализация секреции кортизола и альдостерона, приводят к избыточному образованию андростендиона (см. “Гормоны надпочечника”). Содержание андростендиона в крови значительно повышено и хотя этот стероид обладает незначительной биологической активностью, однако на периферии он конвертируется в тестостерон, который и ответствен за развитие вирилизации. Отмечается повышение экскреции андрогенов, имеющих кислород в положении С11.Если у здоровых лиц соотношение выделения с мочой 11-дезокси-17- кетостероидов и 11-окси-17-кетостероидов составляет 4:1, то у больных вирильной формой синдрома это соотношение 1:1. Характерно также для недостаточности 21-гидроксилазы избыточное выделение прегнантриола и его метаболита 17-гидроксипрогестерона.

Клиническая картина: Вирильная форма синдрома обусловлена повышенной секрецией андрогенов, и у плода женского пола избыток приводит к маскулинизации наружных половых органов (увеличение клитора, изменение половых губ вплоть до закрытия входа во влагалище). Наружные гениталии в этих случаях приобретают вид мужских половых органов: мошонка без яичек и гипоспадия. Внутренние половые органы остаются женскими: яичники, матка с придатками. У плодов мужского пола недостаточность 21-гидроксилазы приводит к небольшим изменениям: незначительное увеличение наружных половых органов, полового члена и пигментация мошонки. В постнатальном периоде продолжающаяся избыточная секреция андрогенов усиливает явления вирилизации. Появляются преждевременное оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, на лице, туловище, акне. У некоторых мальчиков значительно увеличивается половой член и возникают эрекции. Отмечается ускорение роста и окостенения костей скелета, развития мышечной системы. Вначале больные обгоняют в росте своих сверстников, а в дальнейшем в связи с преждевременным закрытием зон роста отстают. У девочек также прогрессируют явления вирилизации, телосложение – по мужскому типу.

Сольтеряющая форма синдрома. Более глубокое нарушение, при котором имеется низкая секреция кортизола и альдостерона, несмотря на избыточное образование АКТГ. Таким образом, если при вирильной форме влияние на потерю натрия организмом избыточно образующихся предшественников кортизола (прогестерона и 17- гидроксипрогестерона) компенсируется секрецией альдостерона, то при сольтеряющей форме вследствие более глубокого нарушения дефекта 21-гидроксилазы снижено образование альдостерона и результатом такого комбинированного действия является развитие клинической картины, протекающей по типу острой недостаточности надпочечников. Уровень ренина в сыворотке крови повышен; отмечается гипертрофия юкстагломерулярного аппарата почки. Повышается содержание и ангиотензина в крови, который также способствует потере натрия через почки. Наряду с этим более резко выражены симптомы вирилизации, особенно у плодов женского пола (полное заращение половой щели и появление мошоночноподобного образования – псевдогермафродитизм).

Клиническая картина: У новорожденных при рождении выявляются указанные выше изменения наружных половых органов, пигментация кожи, снижается масса тела вследствие избыточной потери натрия и дегидратации организма. Уровень калия в крови повышен, натрия и хлоридов – снижен. На 5-10-й день после рождения развивается картина острой недостаточности надпочечников: рвота, диарея, боль в животе, апатия, и часто это состояние расценивается как пилоростеноз, для которого характерен гипокалиемической алкалоз. В отсутствие патогенетической терапии развиваются явления сердечно-сосудистой недостаточности и смерть наступает от внезапной остановки сердца вследствие гиперкалиемии.

Характеристика основных видов патологии

В разные периоды детского возраста

Основные формы патологии грудного и раннего детского возраста

В эти возрастные периоды (соответственно колеблющиеся от 1 месяца до 1 года и от 1 года до 3 лет), наиболее часто развиваются следующие виды патологии: рахит, спазмофилия, гипервитаминоз Д, острые расстройства пищеварения, хронические нарушения питания.

Рахит заболевание обмена веществ (главным образом, фосфатов и кальция), сопровождающееся расстройствами костного скелета, а также деятельности сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Начинает развиваться обычно в первые месяцы жизни ребенка. В этиологии рахита ведущее место принадлежит недостаточному поступлению в организм кормящей матери как с растительной, так и животной пищей витамина D, фосфатов и кальция, снижению их всасывания в кишках, а также дефициту инсоляции, микроэлементов (Mg , Zn), полноценных белков, витаминов группы А и В. Это, главным образом, возникает в связи с неправильным как естественным, так и искусственным вскармливанием, недоношенностью детей и плохими условиями жизни и уходом за ребенком. В развитии болезни выделяют три стадии (начальная, разгара болезни, реконвалесценции). Различают острое, подострое и рецидивирующее течение, а также три степени тяжести (легкая — I степень, средней тяжести — II степень, тяжелая — III степень).

Спазмофилия —заболевание, характеризующееся наклонностью ребенка первых 6-18 месяцев жизни к спастическим состояниям и судорогам. Чаще развивается как следствие рахита, особенно у мальчиков, ранней весной и при повышенной инсоляции.

В этиологии спазмофилии важное место принадлежит остро развивающейся гипокальциемии (как следствие лечения витамином D), особенно на фоне алкалоза и электролитного дисбаланса (снижения Mg +2 , Na + , хлоридов) и недостатка витаминов В1 и В6.

В патогенезе большое значение имеет гиперпродукция активной формы метаболита витамина D (1,25-ОН2-D), которая подавляет функцию паращитовидных желез, нарушает всасывание солей кальция и фосфора в кишечнике и реабсорбцию последних вместе с аминокислотами в канальцах почек.

Среди клинических форм особо важное значение имеют развивающиеся ларингоспазм (острое сужение голосовой щели) и эклампсия (приступ клонико-тонических судорог как скелетных, так и гладких мышц).

Гипервитаминоз D — заболевание, обусловленное гиперкальциемией вследствие передозировки солей кальция, витамина D, повышенной чувствительности организма к нему (особенно при надпочечниковой недостаточности и на фоне избыточного ультрафиолетового облучения).

В патогенезе важное место отводится патогенному действию избытка витамина D и его метаболитов, в частности прямому токсическому их действию на организм (особенно печень), нарушению функции эндокринных органов, усилению всасывания кальция в кишках и резорбции костной ткани. Это сопровождается гиперкальциурией и гиперкальциемией, усилением продукции паратгормона, развитием гиперфосфатурии и гипофосфатемии, нарушений различных видов обмена веществ, формированием дистрофических, дегенеративных и склеротических изменений в тканях, особенно в почках и сердце.

Острые расстройства пищеварения— наиболее часто встречающаяся после респираторных заболеваний патология детей первого года жизни.

Ведущими клиническими их формами являются: — диспепсии (простая, кишечная и парентеральная), — дискинезии (пилороспазм, атония разных отделов пищевого канала, спастический запор и др.), — заболевания инфекционного происхождения (дизентерия микробного происхождения, сальмонеллез и др.).

Простая диспепсия — острое функциональное расстройство, проявляющееся рвотой или поносом без существенных нарушений общего состояния ребенка.

Токсическая (кишечная) диспепсия — тяжелая форма функционального расстройства пищеварения, сопровождающаяся эксикозом (обезвоживанием организма), токсикозом (интоксикацией организма), ацидозом и другими глубокими нарушениями обмена веществ. Особое значение в ее развитии имеет инфекционный фактор (сальмонеллы, стафилококк, вирусы, кишечная палочка, протей, клебсиелла и др.). К факторам риска данной формы диспепсии относятся недоношенность, гипотрофия, искусственное вскармливание и др.

Хронические расстройства питания (дистрофии) характеризуются нарушениями усвоения питательных веществ клетками и тканями ребенка.

Различают гипотрофию (отставание массы от роста), паратрофию (преобладание массы тела над ростом или равномерно избыточные как масса, так и рост тела), гипостатуру (равномерное отставание от нормального и массы, и роста тела). Эти нарушения питания могут быть как врожденными, так и приобретенными в различные сроки постнатального периода.

Основные формы патологии дошкольного и младшего

Школьного возраста

В дошкольном и в младшем школьном возрасте, также как в раннем детском возрасте, самыми распространенными являются респираторные заболевания (острые как простые, так и обструктивные бронхиты и бронхиолиты; рецидивирующие бронхиты; пневмонии; бронхиальная астма). Почти треть детей, лечащихся стационарно, и половина детей, лечащихся амбулаторно, больны тем или иным респираторным заболеванием.

Острые бронхиты — наиболее частая респираторная патология, характеризующая воспалением стенок бронхов. Возникают под влиянием самых различных вирусов (особенно парагриппов, респираторно-септициального, аденовируса, гриппа) и бактерий (особенно гемофильной палочки, пневмококка, стафилококка и стрептококка).

Простой острый бронхит сопровождается воспалением бронхов без признаков обструкции дыхательных путей.

Острый обструктивный бронхит — с признаками обструкции бронхов (за счет бронхоспазма, отека слизистой и гиперсекреции слизи).

Острый бронхиолит — с признаками обструкции, как мелких бронхов, так и бронхиол, сопровождающихся развитием дыхательной недостаточности.

Рецидивирующий бронхит — часто (три и более раз в год) повторяющийся, затяжной (двух и более недельный) бронхит без признаков бронхоспазма, склеротических и необратимых изменений в бронхолегочной системе.

Читать еще:  Использование визанны при эндометриозе

Острая пневмония, встречающаяся в 1-3 % случаев, представляет острое воспалительное заболевание, характеризующееся инфильтративными изменениями легочной ткани, приводящими к дыхательной недостаточности. Наиболее частыми возбудителями данного заболевания являются пневмококки, гемофильная палочка, энтеробактерии, стафилококки и условно патогенная микрофлора, а также микоплазмы и вирусы (парагриппа, аденовирусы, респираторно-синти- циальные вирусы, цитомегаловирусы и др.) и даже хламидии.

Факторами риска развития пневмоний являются рахит, гипотрофия, анемии, первичные дефекты иммунитета, искусственное вскармливание, нарушения обмена веществ и др.

Острые пневмонии обусловлены особенностями как анатомии и физиологии органов внешнего дыхания, так и строения и функционирования иммунной системы (недостаточный синтез интерферона и секреторного IgА в слизистой дыхательных путей). В частности, в этом возрасте отмечаются более широкие и короткие трахеи и крупные бронхи, более узкие и мелкие бронхи и бронхиолы, которые содержат мало мышечных и соединительнотканных волокон, что способствует их спадению и обтурации; неравномерная степень дифференцировки бронхов и альвеол в разных сегментах легких; недостаточное содержание сурфактанта и эластичных волокон в альвеолах, что способствует развитию ателектазов и эмфиземы.

Ведущими патогенетическими факторами детских пневмоний являются отечно-воспалительная обструкция дыхательных путей, процессы неспецифического воспаления, активизация процессов свободно-радикального окисления, расстройства механизмов регуляции внешнего дыхания, недостаточность дыхательных и недыхательных функций легких, метаболические и функциональные расстройства других органов и систем.

Детская бронхиальная астма (БА) — заболевание, развивающееся на основе хронического аллергического воспаления бронхов, их гиперреактивности и характеризующееся периодически возникающими приступами затруднения дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенок бронхов.

БА у детей первых 5 лет жизни встречается несколько чаще (5-10 % населения), чем у взрослых (4-6 % населения), причем мальчиков, больных БА, примерно в 2 раза больше, чем девочек. Наибольшая смертность от БА (до 80 %) отмечается у детей препубертатного и пубертатного возраста (11-16 лет).

Факторами риска развития БА являются аллергические заболевания, атопии, гиперактивность бронхов, наследственность. У больных БА аллергические заболевания и атопии встречаются в семейном анамнезе у 80-90 % детей. Причем неинфекционные аллергены (особенно домашняя пыль, постельные клещи, пыльца растений, пищевые продукты, перхоть и шерсть животных, лекарства) занимают ведущее положение (до 80 %), а инфекционные аллергены отмечаются примерно в 20 % случаев. У детей, как правило, возникает поливалентная аллергия.

Различают несколько патогенетических вариантов течения БА у детей:

— атопический (самый распространенный), — иммунокомплексный, — паторецепторный, — дисметаболический.

Выделяют три основных степени БА у детей: легкая, среднетяжелая, тяжелая. Приступы БА чаще всего возникают в связи с рецидивирующими инфекционными бронхолегочными заболеваниями или респираторными аллергозами, (особенно с ОРВИ), а также с психоэмоциональными стрессами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

Виды психических личностных расстройств — признаки, симптомы, диагностика и лечение

Личностные черты человека становятся очевидными после позднего подросткового периода и либо остаются на протяжении жизни неизменными, либо немного изменяются или угасают с возрастом. Диагноз расстройство личности (код по МКБ-10) – это несколько видов психических патологий. Данный недуг затрагивает все сферы жизни человека, симптомы которого приводят к выраженному дистрессу и нарушению нормальной работы всех систем и органов.

Что такое расстройство личности

Патология характеризуется поведенческой тенденцией человека, которая существенно отличается от принятых культурных норм в социуме. У пациента, страдающего этой психической болезнью, наблюдается социальная дезинтеграция и сильный дискомфорт при общении с другими людьми. Как показывает практика, специфические признаки расстройства личности возникают в подростковом возрасте, поэтому поставить точный диагноз можно только в 15-16 лет. До этого психические отклонения связаны с физиологическими изменениями в организме человека.

Причины

Психические расстройства личности возникают по разным причинам – от генетических предрасположенностей и родовых травм до перенесенного насилия в разных жизненных ситуациях. Нередко болезнь возникает на фоне пренебрежения ребенка родителями, надругательства интимного характера или проживания малыша в семье алкоголиков. Научные изыскания показывают, что мужчины более подвержены патологии, чем женщины. Факторы риска,, провоцирующие болезнь:

  • склонность к суициду;
  • алкогольная или наркотическая зависимость;
  • депрессивные состояния;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • шизофрения.

Симптомы

Люди, у которых наблюдается расстройство личности, характеризуются антисоциальным или неадекватным отношением ко всем проблемам. Это провоцирует сложности в отношениях с окружающими людьми. Больные не замечают своей неадекватности в поведенческих паттернах и мыслях, поэтому самостоятельно очень редко обращаются за помощью к профессионалам. Большинство индивидов с патологиями личности недовольны своей жизнью, страдают от постоянного повышенного беспокойства, плохого настроения, нарушения пищевого поведения. К основным симптомам болезни относят:

  • периоды утраты реальности
  • сложность во взаимоотношениях с партнерами по браку, детьми и/или родителями;
  • чувство опустошения;
  • избегание социальных контактов
  • неспособность справляться с негативными эмоциями;
  • наличие таких чувств, как ненужность, тревожность, обида, гнев.

Классификация

Чтобы поставить диагноз личное расстройство по одному из МКБ-10, надо, чтобы патология удовлетворяла трем или более из перечисленных критерий:

  • расстройство сопровождается ухудшением профессиональной продуктивности;
  • психические состояния приводят к личностному дистрессу;
  • аномальное поведение является всеобъемлющим;
  • хронический характер стресса не ограничивается эпизодами;
  • заметная дисгармония в поведении и личностных позициях.

Болезнь классифицируют еще по DSM-IV и DSM-5, группирующие все расстройство на 3 кластера:

  1. Кластер А (эксцентричные или необычные расстройства). Их подразделяют на шизотипическое (301.22), шизоидное (301.20), параноидное (301,0).
  2. Кластер В (колеблющиеся, эмоциональные или театральные расстройства). Они делятся на антисоциальные (301.7), нарциссические (301.81), истерические (201,50), пограничные (301.83), неуточненные (60,9), расторможенные (60,5).
  3. Кластер С (панические и тревожные расстройства). Они бывают зависимыми (301,6), обсессивно-компульсивными (301.4), избегающими (301. 82).

В России до принятия классификации по МКБ существовала своя ориентация личностных психопатий по П. Б. Ганнушкину. Использовалась система известного российского психиатра, разработанная доктором еще в начале 20 века. Классификация включает в себя несколько типов патологий:

  • неустойчивый (безвольный);
  • аффективный;
  • истерический;
  • возбудимый;
  • параноидный;
  • шизоидный;
  • психастенический;
  • астенический.

Виды расстройства личности

Распространённость заболевания достигает до 23% ото всех психических расстройств человеческой популяции. Патология личности имеет несколько видов, которые различно по причинам и симптомам проявления болезни, способу интенсивности и классификации. Разные формы расстройства требуют в лечении индивидуального подхода, поэтому к постановке диагноза следует отнестись с особой внимательностью, чтобы избежать опасных последствий.

Транзиторное

Это нарушение личности представляет собой парциальное расстройство, возникающее после сильных стрессов или моральных потрясений. Патология не приводит к хроническому проявлению болезни и не является тяжелым психическим недугом. Транзисторной расстройство может длиться от 1 месяца до 1 дня. Затяжные стрессы провоцируются при следующих жизненных ситуациях:

  • регулярное перенапряжение из-за конфликтов на работе, нервной обстановки в семье;
  • утомительное путешествие;
  • прохождение бракоразводного процесса;
  • вынужденное расставание с любимыми;
  • нахождение в тюрьме;
  • домашнее насилие.

Ассоциативное

Характеризуется быстрым течением ассоциативных процессов. У больного мысли настолько быстро сменяют другу, что он не успевает их проговаривать. Ассоциативное расстройство проявляется в том, что у пациента мышление становится поверхностным, Больной склонен к ежесекундному переключению внимания, поэтому очень сложно уловить смысл его речи. Патологическая картина болезни проявляется и в замедлении мышления, когда больному очень трудно переключиться на другую тему, невозможно выделить основную мысль.

Когнитивное

Это нарушение в познавательной сфере жизни. В психиатрии указывается на такой важный симптом когнитивного расстройства личности, как снижение качества работоспособности мозга. При помощи центрального отдела нервной системы у человека происходит постижение, взаимосвязь и взаимодействие с окружающим миром. Причинами когнитивного нарушения личности может быть множество патологий, отличающимися условием и механизмом возникновения. Среди них понижение массы мозга или атрофия органа, недостаточность его кровообращения и прочие. Основные симптомы болезни:

  • ухудшение памяти;
  • трудности с выражением мыслей;
  • ухудшение концентрации внимания;
  • сложности в подсчете.

Деструктивное

В переводе с латинского слово «деструктивность» означает разрушение структуры. Психологический термин деструктивное расстройство указывает на отрицательное отношение индивидуума к внешним и внутренним объектам. Личность блокирует у себя выход плодотворной энергии из-за неудач в самореализации, оставаясь несчастной даже после достижения цели. Примеры деструктивного поведения метапсихопата:

  • разрушение естественной среды (экоцид, экологический терроризм);
  • порча произведений искусства, памятников, ценных предметов (вандализм);
  • подрыв общественных отношений, социума (теракты, военные действия);
  • целенаправленное разложение личности другого человека;
  • уничтожение (убийство) другого человека.

Смешанное

Это тип нарушений личности учеными изучен меньше всего. У больного проявляется то один, то другой вид психологических расстройств, не носящих стойкого характера. По этой причину смешанное нарушение личности называется еще и мозаичной психопатией. Неустойчивость характера у пациента появляется из-за развития некоторых видов зависимости: игровой, наркомании, алкоголизма. Психопатические личности нередко соединяет параноидальные и шизоидные симптомы. Пациенты страдают повышенной подозрительностью, склонны к угрозам, скандалам, жалобам.

Инфантильное

В отличие от других видов психопатии, инфантильное расстройство характеризуется социальной незрелостью. Человек не может противостоять стрессу, не умеет снимать напряжение. В сложных ситуациях индивидуум не контролирует эмоции, ведет себя как ребенок. Инфантильные расстройства впервые возникают в подростковом периоде, прогрессируя по мере взросления. Пациент даже с возрастом не учится контролировать страх, агрессию, тревогу, поэтому им отказывают в групповой работе, не берут на военную службу, в полицию.

Гистрионическое

Диссоциальное поведение при гистрионическом расстройстве проявляется в поиске внимания и повышенной эксцессивной эмоциональности. Пациенты постоянно требуют от окружения подтверждения правильности своих качеств, действий, одобрения. Это проявляется в более громком разговоре, сильно звонком смехе, неадекватной реакции, чтобы любой ценой сконцентрировать на себе внимание окружающих. Мужчины и женщины с гистрионическим нарушением личности неадекватно сексуальны в одежде и с эксцентричным пассивно-агрессивным поведением, что является вызовом для общества.

Психоневротическое

Отличие психоневроза состоит в том, что пациент не теряет контакта с реальностью, полностью осознавая свою проблему. Психиатры разделяют три вида психоневротических расстройства: фобия, навязчивые состояния и конверсионная истерия. Спровоцировать психоневроз могут большие умственные или физические нагрузки. Часто с таким стрессом сталкиваются первоклассники. У взрослых психоневрологические потрясения вызывают такие жизненные ситуации:

  • заключение брака или развод;
  • смена работы или увольнение;
  • смерть близкого человека;
  • неудачи в карьере;
  • нехватки денег и другие.

Диагностика расстройства личности

Основные критерии дифференциальной диагностики личностного расстройства – это плохое субъективное самочувствие, потеря социальной адаптации и работоспособности, нарушения в других сферах жизни. Для правильной постановки диагноза врачу важно определить устойчивость патологии, учесть культурные особенности пациента, сравнить с другими видами психических отклонений. Основные диагностические инструменты:

  • контрольные списки;
  • опросники для определения самооценки;
  • структурированные и стандартизированные интервью пациента.

Лечение расстройства личности

В зависимости от атрибуции, коморбидности и степени тяжести заболевания, назначается лечение. Медикаментозная терапия включает в себя прием серотониновых антидепрессантов (Пароксетин), атипичных антипсихотиков, (Оланзапин) и солей лития. Психотерапия проводится в попытках изменить поведение, наверстывании пробелов воспитания, поиске мотиваций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector