0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие факторы учитываются при выборе методики лечения

Какие факторы учитываются при выборе методики лечения

З. Н. Мнушко, проф., доктор фарм. наук,
И. А. Грекова, Е. В. Шуванова

Критерии врачебного выбора лекарственных средств

Национальная фармацевтическая академия Украины

Одной из важнейших особенностей лекарственных средств как товара является то, что потребление их в значительной степени зависит от врачебного назначения или рекомендации.


Рис. 1. Распределение опрошенных врачей в соответствии с занимаемой должностью

Для изучения закономерностей и мотивов, которыми руководствуются врачи при выборе средств фармакотерапии амбулаторных и стационарных больных, нами было проанкетировано 270 врачей юго-восточного региона Украины. Респондентами выступили врачи 22-х специальностей, большую часть из которых составили терапевты (58,9%) и кардиологи (10,0%). Инфекционисты, невропатологи и педиатры насчитывали примерно по 5% от общего числа опрошенных. В соответствии с занимаемой должностью респонденты на четверть были представлены участковыми терапевтами, каждый шестой опрошенный занят на должности врача-интерна, несколько больше 10% составили заведующие отделениями стационаров и поликлиник (рис. 1). Стаж работы почти половины проанкетированных врачей составил до 5 лет. Большая часть респондентов работает со стационарными больными (рис. 2).


Рис. 2. Распределение респондентов в соответствии с обслуживаемым контингентом больных

В ходе анкетирования врачам предлагалось оценить, как часто они учитывают при назначении лечения пациентам следующие факторы: стандарты лечения, стереотип больного и его платежеспособность, цену, известность и производителя лекарственных средств, а также, при условии работы в стационаре,— наличие препаратов в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) и бюджетные ассигнования, а при работе с амбулаторным контингентом больных — наличие препаратов в аптечной сети соответствующего населенного пункта. Врачи оценивали и степень важности отдельных характеристик лекарственных средств при выборе средств фармакотерапии для пациентов. Выявленная структура важности отображена на рис. 3.

Рис. 3. Степень важности отдельных параметров лекарственных средств для врачей

Врач, назначая лечение больному, в первую очередь оценивает эффективность и безопасность лекарственных препаратов. Фактор кратности дозировки вынесен на третье место по важности при назначении лечения. При этом, выбирая конкретные методы лечения, больше 80% врачей ответили, что всегда или довольно часто учитывают сложившиеся стандарты лечения заболеваний (табл.1). Никогда не исходят из стандартных методик порядка 4% опрошенных врачей (терапевтов), все они работают с амбулаторным контингентом больных и всегда ориентируются на стереотип больного при назначении лечения.

Таблица 1. Факторы, оказывающие влияние на врачебные назначения лекарственных средств стационарным и амбулаторным больным

ФакторыЧастота учета фактора
ВсегдаЧастоВремя от времениИногдаНикогда
удельный вес от количества опрошенных врачей, %
Стандарты лечения32,252,68,52,64,1
Стереотип пациента24,134,117,813,310,7
Платежеспособность пациента46,343,75,20,44,5
Цена лекарственного средства (ЛС)28,955,211,51,13,3
Производитель ЛС12,235,621,118,912,2
Известность ЛС13,331,534,811,19,3
Наличие ЛС в аптечной сети при амбулаторном лечении46,044,44,03,22,4
При стационарном лечении больных:
37,034,19,86,612,5
24,324,39,820,221,4

На назначение лечения немаловажное влияние в условиях стационара оказывают бюджетные ассигнования и соответственно наличие лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях. Сегодня сокращение финансирования на закупку медикаментов привело к уменьшению покупательной способности субъектов системы предоставления лекарственной помощи, что становится одним из факторов снижения качества лекарственного обеспечения населения.

С каждым годом доля выплат на медицину в Украине постепенно уменьшается, отечественная система здравоохранения имеет финансирование в размере немногим выше 3% внутреннего валового продукта (ВВП), т. е. на охрану здоровья одного жителя из государственного бюджета в последние годы выделяется около 20 долл. США. В то же время расходы на здравоохранение в мире в целом составляет 8% ВВП, в том числе в странах с развитой экономикой — 9,2%, в развивающихся — 4,7%. Для сравнения: в США из бюджета страны на одного жителя тратится свыше 3,5 тыс. долл., Канаде и Германии — 1,4 тыс. долл., Англии — больше 700 долл. [1, 3, 4].

Из-за отсутствия реального бюджета нет гарантий органов здравоохранения в оплате жизненно важных препаратов, которые заказываются для лечебно-профилактических учреждений, а также льготных и бесплатных рецептов. Действующая практика финансирования служб здравоохранения по остаточному принципу обусловила серьезные диспропорции в этой области. Государственные гарантии гражданам по обеспечению бесплатной медицинской и лекарственной помощью пациентов, которые проходят лечение в больницах, не соответствуют необходимым для их реализации финансовым возможностям. Не секрет, что больным зачастую самим приходится приобретать за собственный счет необходимые для стационарного лечения медикаменты. В связи с этим больше 60% опрошенных врачей не всегда учитывают наличие препаратов в стационаре и назначают лечение исходя из финансовых возможностей пациента.

Порядка четверти респондентов считают, что на их выбор средств лечения фактически никогда или очень редко оказывает влияние стереотип больного. Эта часть проанкетированных врачей в целом была представлена врачами разных специальностей и должностей, однако они имели стаж работы либо до 5 лет, либо свыше 20 лет.

По степени важности при выборе средств лечения цена лекарственного средства отнесена практически всеми врачами на четвертое место (рис. 3). Редко или никогда не принимают во внимание платежеспособность пациента, а также цену лекарственных средств незначительная часть врачей, работающих в стационарах, чаще это заведующие отделениями, а также несколько участковых терапевтов.

Производитель в меньшей степени оказывает влияние на выбор врача, хотя и оценен в среднем как признак, имеющий некоторое значение при выборе средств фармакотерапии заболеваний. Всегда учитывает фактор «производитель лекарственного средства» практически каждый 10-й из опрошенных (табл. 1). В эту категорию респондентов вошли лица, предпочитающие назначать в основном импортные препараты. Последние имели стаж работы свыше 10 лет. Врачи, предпочитающие выбирать в качестве средств лечения лекарства отечественного производства (характерно, что почти все они имели стаж работы до 10 лет), отнесли себя к категории респондентов, иногда учитывающих названный фактор. Большая часть проанкетированных врачей учитывает часто либо время от времени производителя препарата, прописывая больному лекарственное средство под конкретным торговым названием (рис. 4), назначают пациентам импортные и отечественные лекарственные средства в равной степени.


Рис. 4. Предпочтения врачей при назначении импортных и отечественных лекарственных средств

Известность лекарственных средств имеет немаловажное значение для большей части опрошенных врачей, хотя и занимает в структуре предпочтений последнее место. Для продолжения исследования этого факта нами было предложено респондентам отнести себя к одной из групп в соответствии с классификацией по реакции на «риск назначения» нового лекарственного средства [2]. 6% опрошенных отнесли себя к категории врачей, которые не любят назначать новые малоизвестные лекарственные средства, отдавая предпочтение традиционным методам лечения (так называемые консерваторы или инертные потребители) (рис. 5). Среди этой категории врачей 70% имели стаж работы до 5 лет и из них половина предпочитает использовать в своей практике в большей степени отечественные препараты. Назначают новые лекарственные средства только после успешного многолетнего использования коллегами (поздние имитаторы или позднее большинство) 14% респондентов. Ранние имитаторы или ранее большинство (назначают новые лекарства после нескольких лет успешного применения других врачей) составили в группе анкетируемых врачей 30%. Почти половина респондентов (44%) причислила себя к категории врачей, которые назначают лекарственные средства после тщательного анализа рекламно-информационных данных и результатов использования коллеги-инноватора (назначающего новые лекарственные средства первым). К числу последних отнесли себя 6% проанкетированных врачей, среди которых половина имеет стаж работы от 10 до 20 лет, треть — свыше 20 лет.


Рис. 5. Распределение опрошенного контингента врачей по реакции на новое лекарственное средство

Для назначения новых лекарств важным является достаточное наличие сведений о них. В анкету нами был включен вопрос относительно источников и методов получения информации о новых лекарственных препаратах, результаты обработки ответов представлены в таблице 2. Чаще всего новые сведения о лекарственных средствах врачи черпают из справочной литературы, из докладов и лекций на симпозиумах, конгрессах, семинарах и курсах повышения квалификации. Больше половины респондентов всегда или часто получают информацию от медицинских представителей фармацевтических компаний или коллег. Для сельских врачей эти каналы предоставления информации недоступны. Различные виды рекламы — один из основных источников сведений о новых лекарствах. Непостоянными информационными каналами о новинках фармацевтического рынка являются выставки и сообщения аптечных работников. Своевременная информированность медицинского персонала имеет прямое влияние на потребление лекарственных средств, особенно отпускаемых по рецепту. За последние десятилетия создано и внедряется на рынок большое число фармацевтических препаратов совершенно нового типа. При этом стратегические подходы в лечении многих болезней также быстро изменяются. В связи с этим медицинским работникам необходимо своевременно получать подробную информацию. Грамотно подготовленная, квалифицированно представленная информация надежно и эффективно работает на рынок лекарств.

Читать еще:  Как лечится болезнь в зависимости от стадии

Таблица 2. Источники получения информации о новых лекарственных средствах

Источники информацииЧастота получения информации
ВсегдаЧастоВремя от времениИногдаНикогда
удельный вес от количества опрошенных врачей, %
Справочная литература41,140,014,41,13,4
Симпозиумы, конгрессы, семинары25,929,631,510,03,0
Курсы повышения квалификации23,031,127,88,29,9
Медицинские представители фармацевтических фирм11,941,528,29,68,8
Реклама в специализированных периодических изданиях11,941,125,611,99,5
Рекламные листы, проспекты, плакаты11,145,623,312,67,4
Аптечные работники11,125,626,724,112,5
Коллеги10,451,523,38,26,6
Выставки8,228,934,417,011,5
Научно-популярные передачи6,324,139,317,013,3
Рекламные ролики на ТВ3,318,925,928,123,8

Таким образом, результаты проведенных исследований определяют основные аспекты врачебного выбора лекарственных средств при назначении лечения больным, что целесообразно учитывать при разработке вариантов стратегии продвижения фармацевтической продукции на рынок и проведении рекламно-информационной работы среди медицинского персонала.

Факторы, влияющие на выбор методов обучения и их продуктивность.

Тема 3. Лекция «Методы обучения».

План

1.Метод обучения: понятие, классификация

2.Факторы, влияющие на выбор методов обучения и их продуктивность.

3.Методы активного обучения: понятие, классификация

Метод обучения: понятие, классификация

Метод (буквально — путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения (Кларин М.В. ).

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. Метод обучения изменяется с изменением целей и содержания образования.

В настоящее время нет единой точки зрения на классификацию методов обучения. В связи с этим авторы в основу подразделения методов обучения на группы кладут разные признаки. Существует ряд классификаций[1].

В данной лекции рассмотрим следующую классификацию методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль).

1 группа методов

По источнику передачи и восприятия учебной деятельностиПо логике передачи и восприятия информацииПо степени самостоятельности мышленияПо степени управления учебной работой
СловесныеИндуктивныеРепродуктивныеПод руководством преподавателя
НаглядныеДедуктивныеПроблемно-поисковыеСамостоятельная работа обучаемых
Практические

2 группа методов

Методы стимулирования интереса к учениюМетоды стимулирования ответственности и долга
Познавательных игрУбеждения в значимости учения
Учебных дискуссийПредъявления требований
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игрыПоощрения и наказания

3 группа методов

Методы устного контроля и самоконтроляМетоды письменного контроля и самоконтроляМетоды практического контроля и самоконтроля
Индивидуальный опросПисьменные контрольные работыМашинный контроль
Фронтальный опросПисьменные зачетыКонтрольно-лабораторный контроль
Устные зачетыПисьменные экзамены
Устные экзаменыПисьменные работы

Р.С. Пионова

Признак классификации —По дидактическим целям

Теоретико-информационные методы обучения:

-устное логически целостное изложение учебного материала;

-диалогически построенное устное изложение (беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, бригадный метод, консультирование, аудиовидеодемонстра-ция, демонстрация).

Практико-операционные методы обучения – упражнения, алгоритм, «делай так, как я», решение задач, опыт, эксперимент, педагогическая игра (познавательная или деловая).

Поисково-творческие методы обучения – наблюдение, опыт, эксперимент, сократовская беседа, лабиринт, «мозговая атака», «аквариум», «думай, слушай, предлагай», бригадный метод, творческий диалог, анализ конкретных ситуаций (проблемных, обычных, нетипичных).

Методы самостоятельной работы обучаемых – чтение (работа с учебником и другими учебно-методическими пособиями), видеолента, экспертиза, слушание, конспектирование, упражнения, решение задач и проблемных ситуаций, опыт, эксперимент.

Контрольно-оценочные методы – предварительный экзамен, устное выступление, ответ с места (во время лекции), контрольная работа, опыт, упражнения, устный опрос, тестирование, программированный контроль и др

Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании технологически методы определяют как совокупность приемов, обеспечивающих решение задач обучения.

Факторы, влияющие на выбор методов обучения и их продуктивность.

В педагогической практике методы обучения могут применяться в различной комбинации при решении различных педагогических задач. Каждый метод обучения выполняет определенную функцию процесса обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление. В психолого-педагогической литературе выделены факторы, влияющие на выбор методов обучения:

— цели и задач содержания учебной информации конкретного занятия;

— время, отведенное на изучение той или иной учебной информации, входящей в структуру учебной дисциплины;

— уровень подготовленности обучающихся (образованность, воспитанность и развитие);

— возрастные и индивидуально-типологические особенности обучающихся;

— материальное оснащение образовательного учреждения, наличие оборудования, наглядных пособий, технических средств, в том числе современных средств информатизации образования;

— уровень компетентности педагога;

— функции, выполняемые методом обучения.

Разнообразие методов требует включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснение, беседа); зрения (демонстрация средств наглядности, работа с печатными и графическими материалами, компьютером); осязания и мускульных ощущений (упражнения, лабораторно-практические работы).

Метод является одним из важнейших инструментов учебно-воспитательного процесса, способствующим повышению его продуктивности при условии, если он правильно выбран, т. е. соответствует цели, задачам, содержанию, формам организации обучения. При этом методы более продуктивны, если существует педагогическое взаимодействие между преподавателем и обучаемыми. Каждый преподаватель свободен в выборе методов обучения.

Педагогической практикой установлено правило воспроизводимости методов обучения. Сущность его состоит в том, что в сходных дидактических условиях применение одних и тех же методов обучения дает один и тот же педагогический эффект.

Какие факторы влияют на выбор методики анестезии?

Преклонный возраст не является противопока­занием ни для регионарной, ни для общей анесте­зии. Вместе с тем у пожилых каждая методика име­ет свои преимущества и недостатки. Если операцию на бедре выполняют в условиях спинномозговой или эпидуральной анестезии, то сенсорная блокада должна достигать уровня Т8. Необходимым усло­вием для регионарной блокады является готов­ность больного к сотрудничеству и способность спокойно лежать на протяжении всей операции. После регионарной анестезии спутанность созна­ния возникает значительно реже, чем после общей (при условии, что регионарную блокаду не сочета­ли с высокими дозами седативных препаратов). Обусловленная местными анестетиками, симпати­ческая блокада приводит к падению АД, которое можно свести к минимуму профилактическим пе­реливанием инфузионных растворов. Если сердеч­ный резерв снижен, то по мере регресса симпатиче­ской блокады эта нагрузочная инфузия может быть причиной гиперволемии и декомпенсации крово­обращения. При аортальном стенозе (этот порок сердца распространен у пожилых) снижение пост­нагрузки может вызвать выраженную артериаль­ную гипотонию. Артериальная гипотония при со­путствующей ИБС может привести к уменьшению поступления кислорода к миокарду (вследствие снижения коронарного кровотока) и увеличению потребления кислорода миокардом (вследствие компенсаторной тахикардии).

Каковы преимущества и недостатки регионарной анестезии при операциях на бедре у пожилых?

Одно из основных преимуществ регионарной анестезии — особенно при вмешательствах на бед­ре — состоит в снижении частоты послеоперацион­ных тромбоэмболических осложнений (глава 40). Возможно, это обусловлено периферической вазо-дилатацией и сохранением адекватного венозного кровотока в ногах. Кроме того, местные анестетики угнетают агрегацию тромбоцитов и стабилизируют эндотелий. Многие анестезиологи считают, что по­сле регионарной анестезии легочная функция луч­ше, чем после общей. Если регионарная блокада не влияет на функцию межреберных мышц, то сохра­няется достаточно адекватное дыхание и полноцен­ный кашель.

У пожилых может быть затруднен поиск анато­мических ориентиров (вследствие дегенеративных заболеваний позвоночника), а также укладка на операционном столе. Чтобы больному не пришлось лежать на сломанной ноге, для спинномозговой анестезии можно использовать гипобарический раствор местного анестетика. Постпункционная го­ловная боль у пожилых выражена слабо и не пред­ставляет серьезной проблемы.

Возможно ли проведение общей анестезии, если больной отказывается от регионарной?

Общая анестезия является вполне приемлемой альтернативой регионарной блокаде. Одним из преимуществ является возможность проведения индукции анестезии на каталке и даже на кровати с последующей транспортировкой в операционную после интубации трахеи, что позволяет избежать боли при укладке. Недостатком является то, что на­ходящийся в состоянии общей анестезии больной не может сообщить об избыточном давлении, которое оказывают на какие-либо участки тела конст­руктивные элементы жесткого ортопедического стола.

Читать еще:  Крапива при кровотечении

Какие факторы следует учитывать при индукции и поддержании анестезии у обсуждаемого больного?

Препараты для в/в индукции анестезии следует вводить медленно, поскольку удлиненное время циркуляции тормозит начало их действия. Скрытая кровопотеря при подвертельном переломе бедра мо­жет превышать 1 л, поэтому индукция тиопенталом может привести к выраженному снижению АД. Та­ким образом, несмотря на риск аспирации, стан­дартную быструю последовательную индукцию анестезии необходимо модифицировать во избежа­ние резких гемодинамических сдвигов. Приемле­мым компромиссом является более медленное, чем обычно, введение лекарственных препаратов и де­ликатная масочная вентиляция в сочетании с прие­мом Селлика; давление на перстневидный хрящ не­обходимо оказывать до тех пор, пока не будет раздута манжетка правильно установленной эндотрахеаль-ной трубки. Артериальная гипотония может сме­ниться артериальной гипертонией и тахикардией в ответ на ларингоскопию и интубацию. Этой ла­бильности АД, сопряженной с повышенным рис­ком инсульта и ишемии миокарда, можно избежать предварительным введением лидокаина (1,5 мг/кг в/в), эсмолола (0,3 мг/кг в/в) или альфентанила (5-15 мкг/кгв/в).

Недеполяризующие миорелаксанты облегчают хирургические манипуляции и позволяют снизить дозу анестетиков. Управляемая гипотония умень­шает объем интраоперационной кровопотери; пре­клонный возраст сам по себе не является противо­показанием к ее применению (Случай из практики, глава 13).

Список литературы

Crosby DL, Rees GAD, Seymour DG:The Ageing Sur­gical Patient:Anaesthetic, Operative and Medical Managementjohn Wiley & Sons,1992.The joint editing of this book by a surgeon, anesthesiologist, and internist provides an interesting viewpoint.

Krechel SW(editor):Anesthesia and the Geriatric Pa­tient.Grime & Stratton,1984.Physiologic changes and basic anesthetic management.

Parikh SS, Chung F: Postoperative delirium in the el-derly.Anesth Analg,1995;80:1223.

Stephen CR, Assaf RAE(editors):Geriatric Anesthesia: Principles and Practice. Butterworths, 1986.

Лечебная тактика – варианты, методы и исходы терапии

Эффективная терапия любого заболевания возможна только после постановки точного диагноза. Лечебная тактика для каждой патологии определяется индивидуально: врач обязательно будет учитывать массу факторов, влияющих на исход терапевтических процедур. Контроль излеченности проводится в указанные доктором сроки – необходимо прислушаться к врачу, аккуратно и точно выполняя назначения специалиста.

Лечение включает различные варианты и методы воздействия на организм больного человека

Факторы, влияющие на выбор тактики терапии

По результатам полноценного обследования врач поставит диагноз, являющийся отправной точкой для назначения эффективного лечения. Без понимания, с чем надо бороться и какова природа заболевания, лучше не начинать никаких лечебных процедур. Для выбора терапии важными являются следующие факторы:

  • возраст и пол пациента;
  • точный диагноз;
  • риск для жизни;
  • сопутствующие виды хронических болезней;
  • переносимость лекарственных средств;
  • наличие определенных физиологических состояний.

При серьезной патологии лечебная тактика всегда индивидуальна: даже при одинаковом диагнозе у разных людей могут быть разные терапевтические подходы. Иногда у больного человека может быть выбор – врач предложит варианты лечения, но чаще доктор определяет, что делать и какие методы будут наиболее эффективны.

Лечебная тактика – варианты и методы

Лечение – это всегда творческий процесс: даже при наличии стандартов терапии, определяемых инструкциями и министерскими приказами, лечебная тактика у каждого врача индивидуальна, что объясняется следующими факторами:

  • собственный опыт;
  • знания;
  • интуиция;
  • клиническое мышление.

Последний фактор наиболее значим – лечить надо не болезнь, а человека. В организме все взаимосвязано, поэтому на любом этапе лечебно-диагностического процесса опытный и думающий доктор будет смотреть в целом на больного человека и искать патологию, являющуюся первопричиной заболевания (если смотреть только на имеющиеся сейчас симптомы, то можно пропустить массу сопутствующих проблем и скрытых болезней).

Лечебная тактика предполагает использование следующих основных вариантов терапии:

  1. Хирургические;
  2. Медикаментозные;
  3. Физиотерапевтические;
  4. Санаторно-курортные.

Хирургическое вмешательство – один из основных методов лечения

Хирургия применяется в тех случаях, когда таблетки и уколы не смогут изменить ситуацию: основной постулат – лучшая операция та, которая не сделана. Если имеется возможность вылечить без частичного или полного удаления органа или ткани, то надо обязательно использовать этот шанс. Однако большое количество болезней вылечить без операции невозможно (онкология, острая хирургическая патология, врожденные пороки). Медикаментозная терапия подразумевает использование следующих методов лечения:

  • прием внутрь таблеток, микстур, порошков;
  • введение свечей ректально или вагинально;
  • инъекции лекарственных растворов;
  • закапывание глазных капель или впрыскивание спрея в нос.

Важными лечебными факторами являются доза лекарства и кратность введения – в каждом конкретном случае надо строго выполнять назначения, предписанные доктором.

Физиотерапия и санаторно-курортное лечение – это реабилитация и восстановительная терапия после стихания острого процесса.

Исход болезни

Часть заболеваний вылечить невозможно, иногда от болезни можно избавить временно, но чаще всего врач может полностью вылечить патологию. Эффективная лечебная тактика подразумевает следующие исходы терапии любого заболевания:

  • выздоровление;
  • временное улучшение;
  • переход в хроническую форму;
  • отсутствие эффекта;
  • ухудшение.

В двух последних случаях причину надо искать в диагнозе: или он неточен, или появились дополнительные отягчающие моменты. После дообследования и уточнения причин неэффективности терапии проводится следующий курс лечения.

Критерии излечения

О полном или частичном выздоровлении можно говорить по следующим критериям:

  • отсутствие жалоб;
  • улучшение общего состояния;
  • исчезновение симптомов;
  • нормализация показателей в анализах;
  • отсутствие проблем при контрольном обследовании.

Правильная лечебная тактика, подобранная опытным доктором с учетом диагноза и при тщательной диагностической оценке организма больного человека, поможет справиться с большинством заболеваний, возникающих у людей. Важно вовремя обращаться к специалисту, чтобы выявить патологию на ранних этапах возникновения, что особенно актуально при онкологии.

Рабочий алгоритм выбора методов лечения при нарушениях развития медиального отдела локтевого сустава у собак

(Продолжение. Начало в №3.2012)

Учитывая предложенные способы, для лечения заболевания МВО на конечной стадии мы предпочитаем субтотальную остеотомию венечного отростка (рис. 2), при которой удаляется пирамидальная часть медиального венечного отростка, составляющая суставную часть дистальнее уровня лучевой вырезки. Хирургическое вмешательство включает тупое отделение лучевого сгибателя запястья/круглого пронатора и поверхностного/глубокого сгибателя пальцев каудальнее медиальной коллатеральной связки для обеспечения доступа, а затем разрез медиальной поверхности суставной капсулы проксимальнее веерообразной зоны присоединения двуглавой мышцы плеча на медиальной части венечного отростка. Для облегчения доступа к медиальному отделу сустава используются самоудерживающиеся ретракторы, которые закрепляют каудальнее медиальной коллатеральной связки. Для остеотомии мы использовали пневматическую маятниковую пилу, 28 однако сходной эффективности можно достичь с помощью остеотома или шейвера.

Каудолатеральной границей остеотомии являлась место соединения лучевой вырезки и точки на 1 – 2 мм дистальнее сагиттального края локтевой вырезки. Микротрещины подхрящевой кости распространялись до границы этой линии остеотомии, 6 но в зону остеотомии входила вся зона видимой патологии хряща и подхрящевой кости, определенная гистоморфометрически. 6 Наши начальные опасения по поводу нестабильности локтя (из-за нарушения локтевой части коллатеральной связки) не подтвердились.

Алгоритм выбора метода лечения при поражении МВО

В соответствии с использующимся нами в настоящее время алгоритмом (рис. 4), субтотальная остеотомия показана на конечной стадии процесса, когда при артроскопии обнаруживаются такие изменения, как фрагментация, крупные трещины или склероз суставного хряща на всю толщину. Если при артроскопии обнаруживается ранняя стадия или легкая степень поражения МВО, обычно в виде формирования волокнистого хряща на поверхности или размягчения хряща, которая часто ограничена самой краниомедиальной частью венечного отростка, перед принятием решения о субтотальной остеотомии, ТСДМ или консервативном лечении необходимо принять во внимание другие факторы.

Эти факторы необходимо взвесить, ответив на 3 вопроса:
1.Является ли патология подхрящевой кости достаточно значимой причиной хромоты или болезненности, оправдывающей субтотальную остетотомию, несмотря на отсутствие поверхностной патологии?
2.Свидетельствуют ли артроскопические изменения о возможной ротационной нестабильности, проявляющейся патологическими изменениями в области лучевой вырезки, что оправдывает ТСДМ в попытке уменьшить силы, действующие на сустав, при супинации?
3.Вероятен ли прогресс наблюдающейся патологии до конечной стадии поражения МВО с хромотой или болезненностью, если оставить ее без лечения?

При принятии решения о субтотальной остеотомии венечного отростка в случае сомнительных результатов артроскопии наиболее важны 2 фактора: тяжесть клинических признаков (хромота и болезненность при манипуляциях) и молодой возраст (когда незрелость скелета считается значительным показателем последующего развития конечной стадии поражения МВО).

ПОРАЖЕНИЕ МЕДИАЛЬНОГО МЫЩЕЛКА ПЛЕЧЕВОЙ КОСТИ

(B) Артроскопическое изображение через 12 недель после операции, на котором виден здоровый вид хряща остеохондрального аутотрансплантата (правая часть изображения), примененного для лечения повреждения вследствие РОХ медиального мыщелка плечевой кости без сопутствующего поражения МВО. Снимки локтевого сустава лабрадора- ретривера в возрасте 3 лет 8 месяцев, ранее перенесшего операции по закрытию дефекта мыщелка плечевой кости вследствие РОХ аутотрнсплантатом, в краниокаудальной (C) и медиолатеральной (D) проекциях, без признаков прогресса околосуставного остеофитоза.

Читать еще:  Как принимать нистатин при молочнице

Такие методики являются предметом текущих исследований, и результаты оценки исхода в среднесрочной перспективе (6 мес.) по данным клинического исследования, артроскопии и МРТ обнадеживают. 55 Наши результаты по клиническим и артроскопическим критериям, полученные при вмешательстве на 3 локтевых суставах с диагностированным поражением МВО после применения аутотрансплантата были превосходными (рис. 7В), и последующее наблюдение за одной собакой до 3 лет не показало прогресса остеоартрита (рис. 7С и D). 45

РОХ и поражение МВО

РОХ – наиболее распространенная патология, обнаруживающаяся в сочетании с поражением МВО в одном суставе. При этом подход к лечению основывается на тяжести патологии хряща, одновременном поражении венечного отростка и медиального мыщелка плечевой кости вокруг или рядом с очагом РОХ. При обнаружении поражения МВО в сочетании с РОХ медиального мыщелка плечевой кости мы считаем субтотальную остеотомию оправданной, независимо от тяжести патологии при артроскопии или рентгенографии.
Этот подход основан на понимании роли неконгруэнтности или точечного повышения нагрузки в этиологии и патогенезе обеих болезней, которые могут препятствовать заживлению после лечения РОХ любым выбранным методом. Мы не исследовали возможное значение ТСДМ в этом аспекте. В дальнейшем эти сомнения подтвердились недостаточно хорошими результатами лечения 10 из 24 локтевых суставов с сопутствующим РОХ и поражением МВО с применением субтотальной остеотомии и аутотрансплантации. 45
Через 12-18 недель при артроскопической ревизии был обнаружен прогресс патологии хряща медиального мыщелка плечевой кости вокруг места наложения трансплантата (и соответствующей зоны контакта медиальной суставной поверхности локтевой кости проксимальнее места субтотальной остеотомии). По нашему мнению, это вызвано несоответствием локтевой и лучевой костей 39 ; таким образом, в последующей серии суставов с поражением МВО и РОХ без дополнительных эрозий медиального мыщелка плечевой кости мы использовали сочетание аутотрансплантации, субтотальной остеотомии и проксимальной остеотомии локтевой кости. Результат по данным клинического осмотра и артроскопической ревизии представляется многообещающим, и, по- видимому, за такой результат ответственно включение остеотомии локтевой кости в подход к лечению. 45

Проксимальная остеотомия локтевой кости. Хотя оптимальная конфигурация, проксимально-дистальная ориентация и необходимость интрамедуллярной стабилизации при проведении остеотомии локтевой кости не установлены в клинических условиях, мы считаем важным ряд характеристик. На модели неконгруэнтности локтевого сустава in vitro было показано, что дистальная остеотомия локтевой кости не позволяет восстановить конгруэнтность суставной поверхности за счет прочной межкостной связки, в то время как проксимальная остеотомия дает лучший эффект. 56
Для предотвращения чрезмерного наклона проксимального сегмента локтевой кости за счет тянущей силы двуглавой мышцы плеча на локтевой отросток, для максимального снижения вероятности замедленного сращения после остеотомии, а также для уменьшения чрезмерного образования костной мозоли в результате неизбежной нестабильности в местах поперечной остеотомии рекомендуется косая остеотомия в каудопроксимальном-краниодистальном направлении 2 .
Моделирование нагрузки на конечность In vitro при косой остеотомии без интрамедуллярной фиксации ведет к варусной деформации. Если предполагается, что эти последствия клинически незначимы, 57 предлагается профилактика путем интрамедуллярной стабилизации, 58 но она связана с некоторым ростом осложнений (например, поломка штифта). 59 Следовательно, мы использовали косую конфигурацию проксимальной остеотомии локтевой кости в направлении от каудопроксимальной к краниодистальной точке (примерно 40 о по длинной оси) и отпроксимолатеральной к дистомедиальной точке (примерно 50 о по длинной оси). 45 Результаты применения этого метода остеотомии без интрамедуллярного штыря для устранения несоответствия лучевой и локтевой кости и состояний, подобных не сращению локтевого отростка (с самофиксирующим винтом для закрепления фрагментов) многообещающи, так как свидетельствуют о надежном сращении кости без избыточного формирования костной мозоли и положительном клиническом результате. 60

Факторы, влияющие на выбор методов обучения и их продуктивность.

Тема 3. Лекция «Методы обучения».

План

1.Метод обучения: понятие, классификация

2.Факторы, влияющие на выбор методов обучения и их продуктивность.

3.Методы активного обучения: понятие, классификация

Метод обучения: понятие, классификация

Метод (буквально — путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения (Кларин М.В. ).

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. Метод обучения изменяется с изменением целей и содержания образования.

В настоящее время нет единой точки зрения на классификацию методов обучения. В связи с этим авторы в основу подразделения методов обучения на группы кладут разные признаки. Существует ряд классификаций[1].

В данной лекции рассмотрим следующую классификацию методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль).

1 группа методов

По источнику передачи и восприятия учебной деятельностиПо логике передачи и восприятия информацииПо степени самостоятельности мышленияПо степени управления учебной работой
СловесныеИндуктивныеРепродуктивныеПод руководством преподавателя
НаглядныеДедуктивныеПроблемно-поисковыеСамостоятельная работа обучаемых
Практические

2 группа методов

Методы стимулирования интереса к учениюМетоды стимулирования ответственности и долга
Познавательных игрУбеждения в значимости учения
Учебных дискуссийПредъявления требований
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игрыПоощрения и наказания

3 группа методов

Методы устного контроля и самоконтроляМетоды письменного контроля и самоконтроляМетоды практического контроля и самоконтроля
Индивидуальный опросПисьменные контрольные работыМашинный контроль
Фронтальный опросПисьменные зачетыКонтрольно-лабораторный контроль
Устные зачетыПисьменные экзамены
Устные экзаменыПисьменные работы

Р.С. Пионова

Признак классификации —По дидактическим целям

Теоретико-информационные методы обучения:

-устное логически целостное изложение учебного материала;

-диалогически построенное устное изложение (беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, бригадный метод, консультирование, аудиовидеодемонстра-ция, демонстрация).

Практико-операционные методы обучения – упражнения, алгоритм, «делай так, как я», решение задач, опыт, эксперимент, педагогическая игра (познавательная или деловая).

Поисково-творческие методы обучения – наблюдение, опыт, эксперимент, сократовская беседа, лабиринт, «мозговая атака», «аквариум», «думай, слушай, предлагай», бригадный метод, творческий диалог, анализ конкретных ситуаций (проблемных, обычных, нетипичных).

Методы самостоятельной работы обучаемых – чтение (работа с учебником и другими учебно-методическими пособиями), видеолента, экспертиза, слушание, конспектирование, упражнения, решение задач и проблемных ситуаций, опыт, эксперимент.

Контрольно-оценочные методы – предварительный экзамен, устное выступление, ответ с места (во время лекции), контрольная работа, опыт, упражнения, устный опрос, тестирование, программированный контроль и др

Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании технологически методы определяют как совокупность приемов, обеспечивающих решение задач обучения.

Факторы, влияющие на выбор методов обучения и их продуктивность.

В педагогической практике методы обучения могут применяться в различной комбинации при решении различных педагогических задач. Каждый метод обучения выполняет определенную функцию процесса обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление. В психолого-педагогической литературе выделены факторы, влияющие на выбор методов обучения:

— цели и задач содержания учебной информации конкретного занятия;

— время, отведенное на изучение той или иной учебной информации, входящей в структуру учебной дисциплины;

— уровень подготовленности обучающихся (образованность, воспитанность и развитие);

— возрастные и индивидуально-типологические особенности обучающихся;

— материальное оснащение образовательного учреждения, наличие оборудования, наглядных пособий, технических средств, в том числе современных средств информатизации образования;

— уровень компетентности педагога;

— функции, выполняемые методом обучения.

Разнообразие методов требует включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснение, беседа); зрения (демонстрация средств наглядности, работа с печатными и графическими материалами, компьютером); осязания и мускульных ощущений (упражнения, лабораторно-практические работы).

Метод является одним из важнейших инструментов учебно-воспитательного процесса, способствующим повышению его продуктивности при условии, если он правильно выбран, т. е. соответствует цели, задачам, содержанию, формам организации обучения. При этом методы более продуктивны, если существует педагогическое взаимодействие между преподавателем и обучаемыми. Каждый преподаватель свободен в выборе методов обучения.

Педагогической практикой установлено правило воспроизводимости методов обучения. Сущность его состоит в том, что в сходных дидактических условиях применение одних и тех же методов обучения дает один и тот же педагогический эффект.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector