12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цель и значимость диагностики

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКИ

Диагностика производственной деятельности предприятия, или ситуационный анализ, – первый вид анализа, определяющий ситуации, в которых находится предприятие, т. е. выявляющий обстоятельства, воздействующие на весь ход его производственной, хозяйственной и финансовой деятельности.

Цели диагностики – выявить место, которое занимает предприятие в общем экономическом пространстве, его текущие производственные возможности, потребляемые трудовые, материально‑технические и финансовые ресурсы.

Задача диагностики – отражение основных факторов, определяющих стратегию предприятия, т. е. путей достижения поставленной цели.

Стратегия предприятия должна: соответствовать реальному положению дел и требованиям рынка, для чего необходимы механизмы ее адаптации к происходящим изменениям; находить отражение в действиях всех подразделений предприятия (производства, снабжения, финансов, маркетинга, менеджмента, персонала, научных исследований и разработок) и реализовываться путем эффективных действий менеджеров для достижения ими конкретных, заранее намеченных результатов; быть основной целью деятельности предприятия в целом и, следовательно, всех его подразделений и каждого работника в отдельности.

Диагностика должна четко определить, что представляет собой стратегия предприятия, и дать ответы на следующие вопросы: что производит предприятие (номенклатура предлагаемых товаров или услуг); чьи интересы при этом удовлетворяет (характеристики групп клиентов); какова роль предприятия на рынке; каким образом (при помощи какой технологии) удается этого достичь; каков имидж предприятия на рынке; каковы ценности организации и каковы способы мотивации ее сотрудников.

Диагностика предприятия складывается из анализа его внешней и внутренней среды.

В первом случае выявляют и уясняют возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в будущем, с тем чтобы правильно представить его стратегию и общую политику.

Для осуществления диагностики внешней среды проводят: анализ возможностей предприятия (SWOT‑ анализ); анализ стратегической позиции, занимаемой предприятием; анализ сегментов рынка; анализ конкуренции; позиционный анализ.

Во втором случае осуществляют комплексный анализ внутренних ресурсов предприятия: организационно‑управленческий анализ; финансово‑экономический анализ.

9. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. SWOT‑АНАЛИЗ

Внешняя среда предприятия – совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны объектов анализа, но могут оказать влияние на ее стратегию.

По степени воздействия на процессы, протекающие в рамках предприятия, выделяют две группы внешних факторов: отдаленного воздействия, представляющих макросферу (экономические, природные, научно‑технические, демографические и политико‑правовые); непосредственного влияния ближнего окружения, или отраслевые факторы (потребители, конкуренты, поставщики, рынок).

Внешний анализ предусматривает использование нескольких методов; преимущественно он является частью SWOT‑анализа; (S – Strengths – сильные стороны; W – Weaknesses – слабые стороны; O – Opportunities – возможности; T – Threats – угрозы).

SWOT‑анализ включает определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия в их взаимодействии с потенциальными угрозами и возможностями внешней среды.

При SWOT‑анализе возможности определяются как обстоятельства, создающие предприятию условия производить новые действия: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить производственные и хозяйственные процессы и т. п.

Угроза – это то, что может нанести ущерб предприятию, лишить его существующих преимуществ: появление новых конкурентов, выпуск товаров‑заменителей и т. п.

SWOT‑анализ целесообразно проводить в несколько этапов с использованием несложных табличных форм.

На первом этапе перечисляются сильные и слабые стороны предприятия, благоприятные возможности и угрозы, например: сильные стороны: высокое качество продукции, помощь местной администрации, квалифицированный персонал; слабые стороны: отсутствие новых видов продукции, слабый маркетинг, недостаток финансов; угрозы: жесткая конкуренция, ожидание со стороны покупателей лучшего качества продукции, большего разнообразия ее ассортимента; возможности: выпуск новых взаимозаменяемых материалов, замена устаревшего оборудования, расширение ассортимента продукции.

На следующем этапе анализа можно выполнить его количественную оценку при помощи большой экспертной оценки значимости установленного сочетания характеристик условий деятельности предприятия. Суммируя полученные оценки, можно определить общую значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды, а также сравнить их.

10. АНАЛИЗ МАКРОСРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (PEST‑АНАЛИЗ)

Цель PEST‑анализа (P – Political legal – политико‑правовые, E – Economic – экономические, S – Sociocultural – социокультурные, T – Technological forces – технологические факторы) – выявление и оценка влияния важнейших факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия. При этом устанавливаются события, не подконтрольные предприятию, но влияющие на результаты хозяйствования.

PEST‑анализ подразумевает отслеживание изменений макросреды по следующим направлениям.

Политика (Р): правительственная стабильность, изменение законодательства, государственное регулирование конкуренции в отрасли и т. д.

Экономика (Е): общая характеристика экономической ситуации, курс национальной валюты и ставка рефинансирования, уровень инфляции, уровень безработицы и т. д.

Социум (S): демографические изменения, изменение структуры доходов, отношение к труду и отдыху, социальная мобильность населения и т. д.

Технология (Т): государственная техническая политика, значимые тенденции НИОКР, новые продукты и патенты.

Политический фактор внешней среды изучается в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти относительно развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику.

Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы.

Изучение социального компонента внешнего окружения помогает уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к труду и качеству жизни, мобильность, активность потребителей и др.

Анализ технологического компонента позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство более перспективной продукции.

Диагностика каждого события осуществляется путем присвоения ему определенного веса – от единицы (наиболее весомое) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице. Оценка степени влияния каждого события производится по 5‑балльной шкале (5 – сильное воздействие; 1 – отсутствие угрозы). Средневзвешенные оценки определяются путем умножения веса события на силу его воздействия. Затем подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10890 — | 7405 — или читать все.

Предмет, цели и задачи курса психодиагностика

План

1. История психодиагностики.

2. Предмет. Цели и задачи курса.

3. Связи психодиагностики с другими науками.

4. Методологические основы психодиагностики.

5. Этапы психодиагностики.

6. Основные пути исследования психики ребенка.

7. Основные методы исследования и диагностики.

Опорные слова:

1. Беседа – метод психологического обследования, основанный на вопросах и ответах.

2. Тесты – Краткие испытания, предназначенные для оценки уровня тех или иных психологических качеств.

3. Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляются какой-либо факт.

4. Наблюдение – научно целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Психодиагностика — это раздел психологии, изучающий принципы, методологические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значения некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз.

Диагностическая работа не является для практического психолога самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития человека. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы и обследуемым с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого-педагогических мероприятий. Главное назначение диагностики в практической деятельности психолога заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека.

Термин «психодиагностика» стал широко применяться с 20-х годов нашего столетия, после выхода работы швейцарского психиатра Г. Роршаха «Психодиагностика» /1921/. Термин состоит из приставки «психо» и медицинского термина «диагностика»- т.е. способность распознать. В этом выступает связь психодиагностики с медициной, точнее с психиатрией, где необходимость изучения психических явлений существовала давно. Этот термин первоначально часто понимался лишь как обнаружение и установление психических расстройств или такого рода психического состояния, которое можно определить как отличающееся от нормального.

В этом смысле целью психодиагностики является психодиагноз, т.е. определение отклонения какой-нибудь психической особенности по отношению к какому-нибудь эталону.

Чтобы дифференцировать патопсихологию от изучения нормальной психики, некоторые психологи предложили обозначить эту область термином «психодиагностика».

В последние годы появился также термин “ психометрия”. Он относится к теории измерения различных психических характеристик человека.

Психометрия является составной частью психодиагностики как такой теории, которая охватывает и не поддающиеся измерению свойства психики человека.

Психодиагностика возникла, прежде всего, как инструмент изучения людей в практических целях /изучения степени их психической зрелости, способности выполнять определенные трудовые или общественные функции/. Методики на первых этапах были заимствованы из экспериментальной психологии с тем, чтобы они подходили для различного рода обследований с практическими целями. На этой основе стали создаваться психодиагностические методики с более или менее сложными процедурами их применения.

В соответствии с проблемами, выдвинутыми практикой, психодиагностика имеет своей целью выявление тех свойств целостной личности, относительно которых возникают те или иные сомнения.

Ведущие функции диагностики педагогического процесса включают:

1. установление обратной связи,

2. оценку результативности,

3. воспитательно-побуждающее действие,

4. коммуникацию, позволяющую обмениваться информацией,

5. конструирование /на основе диагноза можно проектировать личность/,

6. прогноз как предсказание будущего развития, интеллектуального или личностного роста.

Раскрывая содержание психодиагностики как средства решения практических задач, требующих тщательного изучения психологических особенностей данной личности, необходимо подчеркнуть конкретную связь психодиагностики с другими психологическими дисциплинами, выделяя ее как особый метод научного исследования.

Весьма обширны связи психодиагностики с теми медицинскими дисциплинами, которые изучают причины аномального развития человека, причины патологических нарушений его психики. Исследования Павлова, Теплолова, Небылицина позволили выявить связь основных свойств нервной системы с типами темперамента человека.

Далее существует обширный круг общественно научных дисциплин, с которыми психодиагностика постоянно связана и взаимодействует — социология, педагогика, этика, эстетика, теория культуры и др. Эти науки изучают происхождение, развитие и функционирование различных форм общественного сознания, а также их влияние на формирование сознания, а также их влияния на формирование сознания отдельных индивидов, закономерности развития личности в различных социоэкономических условиях.

Психодиагностика связана также с теми дисциплинами, которые раскрывают причины отклонений в поведении человека, социальных деформаций личности — этими проблемами занимается юридическая психология.

Читать еще:  Что такое лапаротомия в гинекологии

Огромное значение имеют связи психодиагностики с экономическими науками, занимающимися вопросами развития общественного производства. Это необходимо для целенаправленного изучения контингента людей подходящих для того или иного вида деятельности, для изучения причины возникновения ситуаций стресса на производстве и т.д.

При изучении связи психодиагностики с другими науками о человеке следует отметить связи психодиагностики с другими науками о человеке об использовании психодиагностических методик в исследовательских программах по медицине /например для объяснения роли и значения психики в соматических заболеваниях, для анализа патогенетических механизмов различных психических нарушений /по социологии/ при анализе психических особенностей людей в системе их социальных отношений/, в педагогике/ при определении исходного уровня развития психики детей, при исследовании эффективности программ и методов обучения и воспитания/.

Методологические основы психодиагностики. Теория психодиагностики опирается на общую психологию, раскрывающую закономерности развития и функционирования психической деятельности личности и дифференциальную психологию, которая изучает ее индивидуальные особенности. Поэтому психодиагностика строится на той же основе методологической базе, что и психология в целом.

Методологической основой отечественной психологии является диалектико- материалистическая психология, в которой разработаны: принцип развития, принцип отражения, принцип взаимосвязи явления и сущности. На этой базе общая психология разрабатывает более конкретные принципы, имеющие прямое отношение к психодиагностике- принцип единства сознания и деятельности, принцип индивидуального подхода к человеку. Еще одно положение лежащее в основе методологии психодиагностики связано с этической стороной психологического исследования. Психолог решая актуальные задачи в процессе работы должен уважать личность человека / тестирование и эксперимент должен проводиться исключительно с согласия самого человека/ не нанося морального или другого ущерба личности. Все психодиагностические методики строятся на этих основных принципах.

Этапы психодиагностики. Научно-практическая деятельность по созданию и применению диагностических методик имеет ряд этапов. Она начинается с постановки вопросов и проблемы, а затем следуют этапы формирования гипотезы, выбора подходящих способов их проверки и постановки диагноза.

Гипотезы служат основанием для отбора психодиагностических методик, с помощью которых их можно подтвердить или опровергнуть.

Одним из наиболее сложных и важных этапов психодиагностики является интерпретация полученных данных. Она опирается на предположение о существовании многозначных связей между полученными данными и их возможным объяснением. Иначе говоря одни и те же данные могут быть обусловлены различными механизмами психической деятельности. Например, невыполнение некоторых тестовых заданий может быть следствием неспособности человека решить их, недостатка его интереса, невнимания, результатом его волнения. Наоборот случается, что в основе различных диагностических значений лежит один и тот же механизм. Например, чувство неполноценности у некоторых людей проявляется в неуверенности, а у других — в чрезмерной активности, хвастовстве и других компенсаторных реакциях. Поэтому при анализе и интерпретации полученных данных необходимо учитывать результаты дополнительных методов и методик.

Основные методы исследования и диагностики. Существует несколько типичных исследовательских методов позволяющих разрешать диагностические задачи.

1. Одним из наиболее доступных и широко применяемых в педагогической практике методов является наблюдение. Наблюдение — это научное целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения следует отнести: естественность, независимость от умения испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воздействий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики /переживания, мысли, мотивы/. Проведение наблюдения требует выделения его специальных категорий.

Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно наблюдение, являются:

— получение сведения о психическом явлении в “чистом” виде;

— сбор первичной информации, не требующей большой выборки объектов;

— оценка факторов, полученных с помощью других методов, например, анкетирования;

2. Другим эффективным методом исследования является эксперимент.

Эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой- либо факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам следует отнести: искусственность условий, значительные затраты для контроля значимых факторов.

Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующими. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей Среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

3. Широко распространен в педагогической практике опрос. Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых. Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

4. Еще одним методом исследования является анализ продуктов деятельности. В педагогической практике в качестве продуктов учебной деятельности могут рассматриваться сочинения, дневники, альбомы по рисованию, журналы и т.п. Для реализации указанного метода определяется категория анализа, например оценка, тема сочинения, пропуск занятий и т.п. Далее подсчитывается частота встречаемости элемента соответствующего категории наблюдения в продуктах деятельности испытуемого. Затем проводится содержательная интерпретация результатов статистического анализа.

5. Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение /т.е. численное представление/ некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Тест- это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

Объективная оценка психологических тестов означает, прежде всего, определение их валидности, надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования.

Исходя из методологических принципов и конкретных задач изучения тех или иных особенностей психики ребенка, определяется стратегия, общий путь психологического исследования. Можно выделить две основные стратеги исследования: исследование путем «поперечных срезов» /трансверсальная стратегия/ и «продольное изучение» /лонгитюдная стратегия/.

Исследование путем «поперечных срезов» осуществляется следующим образом: подбираются относительно однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку /возрасту, полу, времени пребывания в дошкольном учреждении/ — и далее сравниваются по уровню развития той или иной психологической характеристике. Положительная сторона данной стратегии заключается в том, что за сравнительно короткое время можно получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов. Недостатками этой стратегии является то, что при исследовании детей разного возраста почти ничего нельзя узнать о самом процессе развития, о его природе и движущих силах. Вместе с тем, при массовых обследованиях, когда данные суммируются и усредняются, невозможно учесть индивидуальные особенности в характере и типах психического развития.

При продольном /лонгитюдном/ исследовании систематически изучается развитие одних и тех же детей на протяжении довольно продолжительных отрезков их жизни. Организовать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей трудно, поэтому приходится ограничиваться небольшим числом испытуемых. Лонгитюдное исследование дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить их причины. Недостаток же этого метода заключается в том, что результаты основанные на изучении небольшого количества числа детей опасно распространять на всех детей.

Поэтому, как отмечает Д.Б. Эльконин, «наиболее рациональна такая организация исследования, когда сначала путем возрастных «срезов» определяется общая тенденция в развитии той или иной психической деятельности, а затем в некоторых «поворотных» пунктах, требующий дополнительного изучения, проводится продольное исследование».

Вопросы для закрепления:

1. Что изучает психодиагностика?

2. Как связана психодиагностика с общей психологией, педагогикой, медициной?

3. В чем суть одного из методологических принципов психодиагностики — принципе единства сознания и деятельности ?

4. Как проводится формирующий эксперимент?

5. Установите возможности и ограничения применения тестов в дошкольном возрасте?

6. Дайте характеристику преимуществ и недостатков двух основных стратегии исследования психики ребенка.

7. Каковы основные задачи и функции психодиагностики в свете реформ в системе подготовки кадров.

Значение, цели и задачи диагностики.

Задачи диагностики получить ответ на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психического явления, отклонения в развитии ребенка. Она всегда подчинена основной главной задачи. Разработки рекомендаций или программы коррекции обнаруженного им явления. Особенности работы воспитателя заключается в подборе методов изучения детей. Важно чтобы они были адекватно поставлены в целях диагностики. Но вместе с тем не всегда методики которые приемлемы для исследования работы, удобны и эффективны в диагностической деятельности воспитателя. Широко используются методы, основанные на особенностях профессиональной деятельности воспитателя. В числе таких прежде всего – наблюдение, в процессе регулярного систематического, педагогического взаимодействия. Результаты диагностики могут привести к разным выводам: реб. соответствует общепринятым нормам развития; реб. превосходит нормативные показатели развития (способные, одаренные дети); показатели развития ребенка ниже нормативных.

Диагностика зрительного восприятия при помощи пробы: “назови фигуры”. Зрительное восприятие детей определяется скоростью запоминания и адекватностью воспроизведения считываемого с доски материала, а также с учебника и других пособий. От уровня зрительного восприятия детей зависят методы работы воспитателя: количество и характер наглядных пособий, правильный их подбор, время и место применения их на занятии. Поэтому важно определить и развить уровень зрительного восприятия дошкольников. Задание: показываются таблички на которых нарисованы матрешка, сфетофор, кукла изображения представлены по степени сложности. Инструкция: скажи из каких геометрических фигур составлены эти рисунки. Оценка результата: задание считается выполненым и оценивается знаком + если реб. правильно нашел и назвал все фигуры или допустил 1—2 ошибки – 1 уровень. Задание считается выполненным и оценивается + если реб. допустил 3-4 ошибки – 2 уровень. Задание считается невыполненным и оценивается – если реб. допустил 5 и более ошибок. Для определения уровня изобразительности внимания ребенку можно предложить найти только круги, только треугольники, только прямоугольники. Можно поставить вопрос какие еще есть фигуры.

Читать еще:  Узи проходимости маточных труб

57.Мет.диагн-и ур. предматематического разв.дошк-в.

Задание 1. Изменить существительное, так чтобы оно обозначало много. Инструкция по провед.: я назову тебе слово обознач.один предмет, а ты изменишь так, чтобы оно обозн.много предметов (стол – столы). Оценка: 3 бала – ош.нет, 2 – 1-2 ош., 1 – 3-4 ошибки, 0 – 5 и более.
Задание 2. Последовательность чисел Инструкция: посчитай с 9 до куда сможешь. Оценка: 3 бала – точный переход с одного десятка на другой при усл., что начал считать с 9. 2 бала – точный переход с одного десятка на второй но начал стичать с 1. 1 бал – считает верно до 10, 0 балов – считает до 10 с трудом.Задание 3. Решение простых и косвенных задач. Инструкция: (условие прочитать несколько раз). 1 задача – на ветке сидело 3 птицы прилетело еще 2 сколько стало на ветке птиц. Задача 2 – возле дома стояла 7 автомобилей 3 уехали. Сколько осталось. Задача 3 – на ветке сидело несколько птичек к ним прилетело 2 воробья всего стало 5 птичек. Сколько птичек сидело на ветке вначале. Задача 4 – возле дома стояла 5 машин, когда несколько уехало, осталось 2. Сколько уехало от дома. Оц. рез-в: 3 бала – реш.все задачи устно по инструкции. 2 – решены прямые, а косвенные нет. 1 – решены прямые с использованием наглядности. 0 – решена только одна прямая с использование предметных действий.Задание 4. Уровень наглядно-образного решения. Тест 1 – выбери фигуры. Инструкция: детям предлагаются карточка в левой части которой показана геометрическая фигура, а вправой элементы с которыми она может быть составлена. Ребенку необходимо найти набор деталей для составления фигуры. Тест 2 – кубики. Инструкция: затем предлагается рассмотреть кубики с которых один расположен вверху, а 3 внизу. Реб. необходимо рассмотреть нижний ряд кубиков, сравнить с верхним и найти тот, который подобны на верхней. Оценка: 3- 1-2 ошибки, 2 – три ошибки, 1 – 4-5 ошибок, 0 – 5 и более ошибок.Задание 5. Словесно-логическое мышление. 5.1 какое слово подходит. Инструкция: я прочитаю тебе слово одно из них обозначает месяц зимы, назови его (читаем 2 раза) (сентябрь, матр, декабрь) или пассажирский транспорт (самосвал, автомобиль, комбайн).5.2. какое слово лишнее. Инструкция: с 5-ти слов выбери, то которое ты считаешь лишним (курица, цыпленок, свинья). Оценка: 1 – правильный самостоятельный ответ, 0,5 – правильный ответ со второй попытки, 0 – неправильный ответ со 2-ой попытки. Обработка результатов может быть проведена следующим образом: количество набранных балов ребенка и возможный максимум разделить набранные балы на общий максимум и полученный результат умножить на 100%. Шкала дифференцированных уровней: очень высокий – 100%, высокий 89-74, средний – 73-47, низкий – 46-15, очень низкий – ниже 15. Диагностика памяти: слуховой (методика 10 слов). Ребенку зачитывается 10 слов. Оценка: воспроизведение 5-6 слов, после 1-о прочитывания свидетельствует о хорошей слуховой механической памяти. Зрительная память: использование методики Векслера. Р-ку предлагается поочереди 4 картинки на картинку можно смотреть 10 секунд, затем нужно воспроизвести. Диагностика уровня внимания. Методика “Найти и вычеркнуть” (одинаковые изображения). Инструкция: по сигналу начинай нужно искать и вычеркивать попорядку флажки, звездочки до тех пор пока нескажут стоп. Работа проводится 2,5 минуты. Каждые 30 секунд делается остановка реб. показывает взрослому на каком предмете он остановился. После сбора листов посчитать сколько предметов реб. просмотрел за 0,5 минут, посчитать сколько допустил ошибок (будет 2 вида ошибок: пропустил, неправильно вычеркнул) вычесляется по формуле S =(0,5 N – 2,8 n) : t. S показатель продуктивности и устойчивости внимания, N количество предметов, которые просмотрел реб., n количество ошибок на этом промежутке, t время. Оценка: S больше 1 высокий, 0,5 меньше S меньше 1,0 средний;S меньше 0,5 низкий

58. Усвоение понятий слов «вчера», «сегодня», «завтра».Под влиянием обучения осознается, что всегда одни сутки сменяют другие. Сутки, которые идут сейчас, называются сегодня, те, которые прошли – вчера, а сутки, которые еще не настали, — завтра. В каждых сутках четыре части: утро, день, вечер, ночь. Для уточнения этих представлений воспитатель проводит беседы о том, что делали вчера, сегодня (утром, вечером, ночью), что будут делать завтра. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созер­цанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений.Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих вре­менные отношения в силу их относительного характера. Что озна­чают, например, слова теперьсейчас или сегоднявчеразавт­ра? При тождественности значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на которой они указывают, непре­рывно передвигается. Это обстоятельство составляет те трудности, с которыми дети не сразу могут справиться.Поэтому дошк. часто спрашивают взрослых: «Сейчас уже завтра или еще сегодня?», «Сегодня – это завтра?» и т. п.Однако С.Л. Рубинштейн утверждал, что не следует преуве­личивать недоступность временных представлений для детей и что относительно позднее их развитие бывает тогда, когда «не уделяется достаточного внимания их выработке».Большую роль в восприятии времени детьми играют ритмичные процессы жизне­деятельности, с их правильным чередованием работы и покоя. Вероятно, реб. как-то ощущает и цикличность деятельности организма, и ритмичность деятельно­сти внутренних органов. На фоне непрекращающейся деятельности сердцебиения, дыхания, пищеварения происходят постепенные изменения в виде большей или мень­шей усталости, сильного или слабого раздражения – это и дает ощущение времени, начинающееся так же рано, как чувство жажды, голода, боли, т.е. с момента рожде­ния. Всякое движение самого ребенка также требует времени, есть короткие приятные занятия, есть за­нятия, от которых он устает. Некоторые явления регулярно повторяются (еда, сон и т.п.), поэтому на ожидание их у ребенка вырабатываются условные ре­флексы. Практической ориентировке во времени содействует четкий режим жизни, в котором постоянно чередуются те или иные процессы, наполненные близким и жизненно значимым для ребенка содержанием.

Примерно с 1,5 лет начинается речевое отражение катего­рий времени. Первонач. появл. наречия, опред. временную последовательность: сейчас, сначала, теперь. Дети еще плохо владеют грамматическими формами прошедшего и будущего времени, поэтому они смешивают такие временные наречия, как теперь, сейчас, потом. Для детей дошк. возраста время уже не исчерпывается настоящим. Короткое время включается в другое, более длинное и общее, к пониманию его длительности реб. подходит уже не ощущением, а размышлением о чем-то таком, что существует вместе с событиями, но и как бы отдельно от них. У дошк-в образуется ясное для конкретных событий представление о прошедшем, настоящем и будущем. Чисто конкретный характер временных представлений. О днях, месяцах, часах дети говорят как о предметах и даже олицетворяют время: «Куда ушло вчера?»

Для конкретизации временных отношений, объективность которых дети долго не могут понять, они используют любые факты, которые в их опыте оказались свя­занными с определенными показателями времени. Например: «Папа, почему ты при­шел! Разве уже вечер?» Дети 3–5 лет устанавливают связь между постоянно повто­ряющимися фактами и соответствующими показателями времени: «Утро – когда встаем, вечер – когда из сада домой забирают».

Сущность и содержание диагностики организации

Диагностика организации – совокупность исследований для определения и уточнения целей функционирования хозяйственного объекта (предприятия, фирмы, компании), способов их достижения, выявления проблем и вариантов их решения.

Сущность диагностики деятельности организации состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих состояние хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы.

Цель диагностики деятельности организации – повышение эффективности ее деятельности на основе системного изучения и исследования функционирования и обобщения его результатов.

К основным задачам диагностики деятельности организации следует отнести следующие.

  1. Идентификация реального состояния анализируемого объекта.
  2. Исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или базовыми характеристиками, нормативными величинами.
  3. Выявление изменений в состоянии объекта в пространственно – временном аспекте.
  4. Установление основных факторов, вызывавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния.
  5. Прогноз основных тенденций деятельности.

Предметом диагностики деятельности организации является анализ производственных и экономических результатов, системы менеджмента, финансового состояния, результатов социального развития и использования трудовых ресурсов, состояния и использования основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), оценка эффективности.

Объектом диагностики деятельности организации является деятельность организации (предприятия, фирмы, компании) в целом и его структурных подразделений (цехов, бригад, участков).

Субъектом диагностики деятельности организации могут выступать органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы хозяйственных организаций, консалтинговые фирмы.

Диагностика деятельности предприятия основана на комплексном изучении процессов и результатов экономического развития предприятия и выявление основных причинно-следственных связей. Она включает:

  • исследование совокупности технологических, социально-экономических, правовых, экологических и иных процессов формирования, построения и функционирования систем управления;
  • выявление принципов организационных структур управления предприятия;
  • оценку эффективного, материально-технического и кадрового обеспечения.

Диагностика деятельности предприятия включает ряд основных направлений:

  • изложение методик анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности, коммерческой деятельности предприятия;
  • выявление основных приемов анализа состояния и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • установление путей повышения эффективности хозяйствующего субъекта на основе комплексного технико-экономического и организационно-управленческого анализа;
  • оценка финансового состояния и банкротства, оценка финансового риска;
  • оценка экономических результатов работы предприятия с позиции конкурентоспособности продукции (работ, услуг), уровня рейтинга предприятия, деловой активности и деловой репутации;
  • оценка производственных результатов работы предприятия;
  • оценка затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), использования материальных ресурсов и состояния и использования основных фондов;
  • оценка экологических последствий деятельности предприятия;
  • оценка использования трудовых ресурсов и результатов социального развития предприятия;
  • оценка эффективности работы предприятия и основных факторов, ее определяющих.

В диагностике, как в комплексном исследовательском направлении, выделяют достаточно широкий спектр видов (см. рис. 1).

Рис. 1 Классификация видов диагностики

Структурная диагностика основана на декомпозиции изучаемого объекта и изучении структурных характеристик его элементов.

Функциональная диагностика исследует процесс функционирования (деятельности) предприятия.

Организационная диагностика является технологией анализа состояния предприятия и помогает:

  • установить особенности социально-психологического климата в коллективе, стиль и методы руководства;
  • выявить проблемные моменты в рабочем процессе;
  • подготовить рекомендации по оптимизации деятельности компании.
Читать еще:  Функциональные методы диагностики в гинекологии

Управленческая диагностика – это комплекс исследований, включающий в свой состав анализ и оценку системы менеджмента организации.

Основной смысл и принцип управленческой диагностики состоит в том, что без оценки состояния (статика на момент анализа – последний завершившейся и отчетный оформленный год) и динамики развития (хотя бы за последние 3 года) производственно-хозяйственной системы (фирмы, организации, учреждения) невозможно ни оценить, ни понять проблематики любой отдельной стороны хозяйственной жизни объекта исследования. Принцип всякой живой целостной системы – хочешь понять часть, смотри на всю систему в целом.

Рис. 2 Этапы процесса диагностики предприятия

Систематическая диагностика предполагает постоянное исследование изменения технико-экономического состояния предприятия.

Эпизодическая (точечная) диагностика основана на разовых специальных исследованиях изменения технико-экономического состояния предприятия.

Количественная диагностика исходит из необходимости определения количественных характеристик технико-экономического состояния предприятия. Цель данного вида диагностики состоит в измерении, сравнении результатов производства, уровня затрат, установлении количественной меры влияния различных факторов.

Качественная диагностика основана на качественных сравнительных оценках, характеристиках технико-экономического состояния предприятия. Ее целью является выявление особенностей данного состояния и его внутренних взаимозависимостей.

Статистическая диагностика основана на исследовании характерных особенностей и закономерностей развития путем применения математико-статистических и экономико-статистических методов. Завершается интерпретацией полученных результатов, формулировкой теоретических и практических выводов и предложений.

Факторная диагностика основана на определении и детальной оценке каждой причины, каждого фактора, которые могут привести к возникновению отклонений фактических результатов деятельности предприятия от плановых. Основана на применении метода факторного анализа.

Экспертная диагностика основана на исследовании характерных особенностей и закономерностей развития путем применения комплекса логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов (экспертов) информации, ее анализ и обобщение.

Этапы процесса диагностики предприятия представлены на рис. 2.

Педагогическая диагностика (цели, методы, средства) в ДОУ

Фурштатова Надежда
Педагогическая диагностика (цели, методы, средства) в ДОУ

Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

Сущность педагогической диагностики — распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.

В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Педагогическая диагностика охватывает все диагностические задачи, возникающие в процессе образования.

Она должна ориентироваться на следующие цели:

1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;

2. определение результатов обучения;

3. планирование последующих этапов учебного процесса;

4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;

5. оптимизация процесса обучения.

Соответственно задачами диагностики являются:

1. выявление относительного уровня развития учащихся;

2. анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;

3. выявление потенциальных возможностей развития.

В зависимости от задач изучения, применяемые методы подразделяются на:

1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности);

2. Диагностические (для количественного измерения);

3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений);

4. Формирующие (для выявления возможностей развития).

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) — необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Деятельность воспитателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой воспитатель, обязан владеть педагогической диагностикой.

Методы, приёмы, средства обучения Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.

Педагогическая диагностика Аналитическая справка по результатам оценки индивидуального развития воспитанников второй младшей группы №7 МБДОУ «Детский сад № 51» ЭМР.

Конференция «Педагогическая диагностика» МБДОУ № 166 «Педагогическая диагностика в ДОО» Воспитатель МБДОУ № 166 Кораблина Татьяна Олеговна Оренбург 2018 Содержание.

Педагогическая диагностика детей Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДОУ С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дошкольного.

Педагогическая диагностика в подготовительной группе Цель: Проверка знаний по познавательному развитию, используя формы работы согласно ФГОС; Задачи: — развитие интереса и мотивации к учебной.

Педагогическая диагностика в подготовительной группе МОУ Кладовицкая ООШ Ростовского района Ярославской области Педагогическая диагностика в подготовительной группе Подготовила:.

Вариативные формы, методы и средства в образовательной деятельности ДОУ Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность.

Социальная и практическая значимость психологической диагностики

В развитие любой науки существуют закономерные периоды подъема и спада. Они обусловлены как логикой развития самой науки, так и конкретным историческим моментом становления или преобразования общества. В настоящее время имеются веские основания говорить об очередном и всё возрастающем интересе к психологической диагностике, главным образом – к практической психодиагностике. Психологическая диагностика привлекается к решению широкого круга задач в образовании, производстве, бизнесе, медицине, спорте и т.д.

Интерес к психодиагностике всегда связывался с естественной для человека потребностью в познании, прежде всего – в познании самого себя. В исторически важные для общества времена или в критические для конкретного человека моменты, особенно тогда, когда жизненные ценности, долго служившие внешними опорами и ориентирами, начинают терять свой смысл и силу, заменяются другими, внимание к своему внутреннему миру неизбежно возрастает. Собственное «Я» превращается в арену поисков душевного равновесия, психического комфорта. И человек, делая самостоятельный выбор в познании себя, обращается к психодиагностике, объединяющей идею души и способности её распознания. Обладая специальными методическими средствами, психодиагност способен глубоко проникнуть во внутренний мир человека, вскрыть интимные, часто неосознаваемые или даже отрицаемые, внутриличностные и межличностные проблемы и тем самым включиться в их решение.

Кроме того, высокий динамизм и нестандартность происходящих в нашем обществе процессов, утверждение новых способов межличностных отношений предоставляют достаточно широкие возможности для выбора путей самореализации и самоактуализации. Профессиональный, деловой и личный успех всё в большей степени начинает зависеть от самого человека, от его активности и способности адаптироваться в новых, во многом неопределённых, жизненных ситуациях. Приоритетная личная задача, остро вставшая сегодня перед многими, – это творческая реализация себя как целостной, уникальной личности, как субъекта жизненной стратегии, профессиональной карьеры, социально-ценностных отношений. Человек всё чаще вынужден задавать себе вопросы, касающиеся его собственных возможностей и способностей: «Что я могу?», «Где я абсолютно непригоден?». Подобные вопросы актуальны для представителей многих слоёв населения, для мужчин и женщин, для совсем молодых и приближающихся к пенсионному возрасту. Они возникают, как правило, в сложных для человека ситуациях: при выборе учебного заведения, при необходимости переобучения и смены профессиональной ориентации, жизненной позиции и т.п. в этом случае психологическая диагностика оказывается тем инструментом, который помогает человеку выявить имеющиеся у него скрытые резервы, ещё не реализованные возможности, позволяет адекватно оценить свой профессиональный уровень и определить внутренние барьеры успешной личности и деловой самореализации.

Остро назревшая в нашем обществе потребность в максимальном использовании психических возможностей человека придаёт психодиагностике особый социальный смысл. Знание личностного и профессионального потенциала, прогнозирование вектора и детерменант его увеличения необходимы сейчас для экономического и духовного возрождения общества в целом. Всё возрастающее стремление к вознаграждению истинного таланта требует знания психологических особенностей человека. В этом случае к психологической диагностике прибегают как к инструменту решения профессиональных и карьерных проблем.

Необходимость профилактики деструктивных социально-психологических явлений (наркомания, алкоголизм и т.п.) можно рассматривать как дополнительный аргумент в пользу социальной и практической значимости психодиагностики. Нередко именно психолог-диагност становится первым специалистом, который сталкивается с отклонениями в развитии, с нарушениями поведения. С помощью психологической диагностики вскрываются индивидуальные факторы риска наркозависимостей и созависимостей, определяются эффективные пути реабилитации. На основе результатов психодиагностики создаются программы профилактики аддиктивного поведения. В этом случае к психологической диагностике прибегают как к инструменту психологической помощи.

Одной из причин возрастающего интереса к психодиагностике следует признать и доступность тестовых средств. Обширный рынок не всегда высококачественных изделий, открывший возможность всем желающим тестировать себя и ближайшее окружение, явно способствует увлечению психодиагностикой.

Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 1472 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector