1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цель и разновидности исследования

Виды исследований

Классификационный признак исследованияВид исследования
Направленность на результатФундаментальное– основная задача – познание новых законов и закономерностей, Прикладное – решение практических проблем и задач
Решаемая задачаТекущее (оперативное), перспективное
Продолжительность проведенияЭкспресс, краткосрочное (непродолжительные), долгосрочное (продолжительное)
Число исследователейИндивидуальное, коллективное
Регулярность проведения исследованийРегулярное (периодическое), эпизодическое, разовое
СложностьПростое, сложное
Подход к исследуемому объектуЛокальное, системное
Место проведенияЛабораторное, промышленное
Характер объектаГеополитическое, политическое, социологическое, экономическое, техническое, технологическое и др.
Методология проведенияКонтрольное, диагностическое, сравнительное, классификационное и др.
Характер исследованияПоисковое, научно-исследовательское, опытно-промышленное
Отношение к методу исследованияТеоретическое (позволяющее объяснить ранее открытые факты на базе имеющейся теории) Эмпирическое (позволяющее на базе установленных опытным путем новых фактов и их последующего обобщения сформулировать новые знания и прогнозы)
Форма ожидаемого результатаКоличественное, качественное

По направленности на результат исследования могут быть фундаментальными или прикладными.

К фундаментальным исследованиям относят экспериментальные или теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний. Важ­нейшая задача фундаментальных исследований — познание новых законов и закономерностей.

Прикладные исследования — это оригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической цели, на базе достижений фундаментальных исследований, в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач.

Основные характеристики методологии исследования

Точный выбор и правильное формулирование объекта и предмета исследования, позволяют в конечном итоге более рационально определить основные характеристики проводимого исследования (включая его методологию, ме­тодику, организацию исследования и т.п.).

Термин «методология» имеет различные толкования, например:

· учение о научных методах познания;

· совокупность методов, применяемых в отдельных науках;

· учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Тем не менее, методологию исследования следу­ет понимать как совокупность целей, гипотез, подходов, принци­пов, методов, средств и процедур логической организации, используемых при изучении явлений и осуществлении познавательной деятельности.

По своему содержанию методология, как правило, включает: ме­тоды (способы исследования), принципы (обобщенные правила, требования к выполнению каких-либо процессов), нормы (стандарты, правила,), понятия (логически оформленные общие мысли, представления, сведения о каком-либо предмете).

По видам деятельности методологию можно подразделить на познавательную (гносеологическую), оценочную (аксеологическую) и практическую (праксеологическую).

При этом принципы исследования, будучи важнейшей категорией методологии, представляют собой основные правила, основу действий, сущность и исходные положения, используемые при осуществлении познавательной деятельности,

методы исследо­вания — совокупность целенаправленных действий и способов по­лучения новых знаний об определенном предмете соответствующе­го объекта изучения и познания,

Организация исследования представляется как деятельность по упорядочению всех сторон проведения исследовательских работ основанная на реализации совокупности соответствующих законо­мерностей, принципов, приемов и способов, функций, технических средств управления и другого методологического и методического инструментария, для достижения поставленных целей.

Практика научных исследований показывает, что их макси­мальная результативность достигается при использовании правильно избранной методологии, методики и организации исследования.
Тем не менее все это во многом зависит от научного потенциала, креативности и иных свойств исследователей, а также других, влияющих на них факторов и условий.

Результаты исследования определяются его качеством, представляющем конкретную совокупность свойств исследования, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять, предъявляемые к нему требования.

|следующая лекция ==>
Виды исследований систем управления|Общая характеристика исследования

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 3011 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Цели, задачи и условия исследования

Содержательная сопряженность вопросов, зафиксированных в научной проблеме, но не имеющих ответов, с одной стороны, и целей и задач исследования, с другой стороны, в явном или неявном виде функционирует в качестве регулятивного принципа при их форму­лировке. Даже обыденный здравый смысл ориентирует на наиболее полное выражение в целях и задачах любого вида деятельности содер­жания тех затруднений, которые квалифицируются как проблема в широком смысле. Это одно из условий и гарантий ее успешного решения. Отмеченную сопряженность нетрудно проследить и на язы­ковом уровне. Содержание вопросов, как составных элементов про­блемы, с одной стороны, и содержание явным образом сформулирован­ных целей и задач исследования, — с другой, при достаточно квали­фицированном его изложении совпадают. Разница лишь в способе выражения, а точнее, в используемом типе наклонения. Содержание проблемы в виде составляющих ее вопросов выражено в вопроси­тельном, а точнее, в повествовательно-вопросительном наклонении. Содержание целей и задач исследования — в повествовательно-по­велительном. Сопоставим ключевые термины, выражающие специ­фику обоих элементов: «существует ли?», «где?», «когда?», «по какой причине?», «при каких условиях?», с одной стороны; «установить факт существования», «выявить где», «выяснить когда», «определить по какой причине?», «установить при каких условиях» — с другой.

В методологическом плане такого рода сопряженность можно квалифицировать как конкретизацию содержания проблемы в виде определенных целей и задач исследования. Из потенциально беско­нечного (открытого нечеткого) множества вопросов, которые могут быть поставлены в русле проблемы выделяются и принимаются к решению те, которые непосредственно соответствуют теоретическим и прикладным целям и задачам исследования. Это продолжение селективной работы по конкретизации направленности познавательных действий, осуществляемой ранее в русле предмето- и проблемогенеза. Каждый последующий из вовлеченных в эту работу эле­ментов (объект, предмет, проблема, цель, задача исследования) после­довательно суживает диапазон доступных исследованию вещей, яв­лений, процессов, избирательно вычленяя те из них, изучение которых ведет к решению теоретически, практически или методологически значимой проблемы.

Соответственно в самом общем смысле цель научного исследова­ния состоит в приращении знаний, представляющих собой решение теоретической, прикладной или методологической проблемы. Это могут быть знания о генезисе, (происхождении) объекта, его структуре, функциях, современном состоянии и возможных состояниях в буду­щем, закономерностях взаимодействия со средой обитания, направ­ленности и темпе эволюции, перехода в новое качество, условиях его практического использования. Цель исследования может составлять также создание нового познавательного средства, разработка продук­тивного метода, анализ форм и структуры накопленного знания.

Цель исследования характеризует общую направленность иссле­дования и его ожидаемый (желаемый) результат. Например, опреде­лить оптимальный режим функционирования сложной техничес­кой системы или экономического комплекса. Разумеется, достичь этого можно только на основании определенной совокупности зна­ний, отражающих строение данной системы, предельные параметры ее элементов, особенности их внутреннего взаимодействия и взаимо­действия с внешней средой и др. Необходимость получения такого рода знаний квалифицируют как совокупность задач исследования, детализирующих его общую цель.

В итоге с учетом характера отмеченной ранее селективной работы, конкретизирующей подлежащие исследованию характеристики объекта в русле предмето- и проблемогенеза, цель и задачи как осо­бые элементы научного исследования можно определить в следую­щем виде:

цель исследования — это представление о необходимости обеспечить приращение знания, содержащего ответы на зафиксированные в проблеме вопросы о предметных характеристиках объекта;

задача исследования — это представление, детализирующее характер знаний, которые необходимо получить для достиже­ния цели исследования. Это относительно самостоятельный, отличный от описанного выше смысл термина «задача».

Большинство исследований прикладного характера являются многоцелевыми. При этом цели по своему характеру могут быть, одноуровневыми и соподчиненными. Чаще встречается второй ва­риант, когда совокупность выдвинутых целей исследования структу­рируется в виде «дерева целей». Каждая из целей при этом сопря­жена с определенным количеством задач.

При проведении исследований с использованием кибернетичес­кого подхода и информационных технологий формулировка целей и задач исследования очень часто сопряжена с серьезными трудно­стями содержательного и логического характера. Особенно это каса­ется общей цели исследования, которая не должна формулироваться чрезмерно абстрактно, допускать элементы неопределенности и дву­смысленности.

В программно-целевых и фундаментальных исследованиях вто­рого типа практически стандартными являются ситуации, где дости­жение цели (решение крупной научно-технической задачи) связано с необходимостью решения ряда разнохарактерных проблем (есте­ственнонаучных, технических, экономических, социальных). Понятий­ная инверсия (цель и задачи оказываются содержательно шире про­блемы) в таких ситуациях выглядит естественной и необходимой, поскольку цели и задачи ставятся и формулируются в ином (более широком) контексте по отношению к процессам проблемогенеза и явным образом связаны с непознавательной (социально-практичес­кой) сферой. В рамках же четко выделенного по объекту, предмету, проблеме, целям и задачам исследования терминологически-поня­тийный релятивизм (употребление терминов «вопрос» и «проблема» как синонимов, специально не оговоренное расширение целей и за­дач за пределы проблемы) чаще всего затрудняет адекватное осмыс­ление содержания исследовательского процесса и эффективности научной коммуникации.

Необходимая селективная работа в русле предмето- и проблемо­генеза завершается на стадии формирования целей и задач исследо­вания. Очевидно, что основной результат познавательных действий на данной стадии — осмысление и формулировка целей и задач на­учного исследования под детерминирующим воздействием харак­тера проблемы. Однако это не единственный канал детерминации целей и задач исследования. Существенное значение имеет учет спе­цифики условий исследования. Их осмысление (в идеале максимально полное и точное) обеспечивает необходимую корректировку целей задач, прежде всего, в плане видения принципиальных возможнос­тей их реализации, а также степени инструментальной обеспеченно­сти последующей работы по приращению знания.

Условия исследования — это комплекс обстоятельств, при которых проводится научное исследование. Выделяют три основные группы условий:

Первые составляют совокупность материальных объектов, суче­том свойств которых предстоит осуществить научное исследование. Это параметры самого объекта (он может быть неприемлемо боль­шим или малым, чрезмерно отдаленным в пространстве и времени и т.д.), характеристики используемых материальных средств (преж­де всего, степень точности приборов), а также материальная среда, в которой осуществляется взаимодействие исследуемого объекта и средств познания (она может быть относительно благоприятной, не­благоприятной, нейтральной, агрессивной и т.д.). Вторая группа ус­ловий фиксирует степень изученности объекта (наличие или отсут­ствие достоверно установленных фактов, обоснованных гипотез, под­твержденной теории и др.). В третью группу входят имеющиеся в исходной познавательной ситуации средства регуляции познаватель­ных действий (методы, способы, приемы, принципы и др.).

Читать еще:  Удаление матки послеоперационный период

Как исходных знаний, так и средств регуляции познавательной деятельности, в частности, методов, как правило, не хватает для дос­тижения поставленных целей. Особенно ощутимо это на переднем крае науки, где постоянно разрабатываются новые средства и мето­ды исследования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Дайте определение цели исследования и перечислите основные виды целей психологического исследования, различающиеся конечным результатом.

Назовите две стороны проблемы исследования и дайте их определение

Две стороны проблемы исследования: гносеологическая и предметная.

Предметная сторона проблемы социологического исследования — это некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

В гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация — это «противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий, что в свою очередь, упирается в отсутствие знаний законов тех объектов, которыми приходится оперировать

2. От чего зависит степень сложности научно — познавательной проблемы?

Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит:

1) от соотносительной сложности социальных объектов, содержащих противоречия и объективно нуждающихся в целенаправленном регулировании;

2) от уровня зрелости общественной потребности в разрешении данных противоречий;

3) от состояния научного и практического знания в соответствующей области.

3. Закончите предложения:

Объект психологического исследования — это.

2). Объектом исследования могут быть: .

1). Объект психологического исследования — это конкретное психичес­кое явление: процесс, состояние, свойство, отношение, особенности личности, деятельность.

2). Объектом исследованиямогут быть определенные формы поведения, деятельности лю­дей (или животных), психические явления (процессы, состояния, свойства).

4. Понятие предмета познания. Что им может стать?

1). Предмет исследования — те или иные стороны, свойства, характе­ристики объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой.

2). Предметом исследованиямогут стать оп­ределенные психологические факторы, механизмы, закономерности.

5. Что может быть взято в качестве предмета психологического исследования?

В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.

Дайте определение цели исследования и перечислите основные виды целей психологического исследования, различающиеся конечным результатом.

Цель исследования — желаемый конечный результат (главный), он может быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим.

Основные виды целей психологического исследования, различающиеся конечным результатом:

1. Описание характеристик психического явления.

2. Выявление взаимосвязей психических явлений.

3. Изучение возрастной динамики явления.

4. Описание нового феномена, эффекта.

5. Открытие новой (другой) природы явления.

6. Обобщение научных представлений, сведений.

7. Закончите предложение: Задача исследования — это.

Задачаисследования- цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств.

8. Чем отличается процесс решения задачи от определения задачи?

Определение задач — это выбор путей и средств для достижения цели исследования.

А поиск, мобилизация и применение средств для достижения цели исследования составляют процесс решения задачи.

9. В чём заключается частая ошибка в формулировании задач исследования?

Частая ошибка в формулировании задач исследования в том, что автор подменяет изложение исследовательских задач описанием плана предстоящей работы.

10. Дайте определение гипотезе исследования и назовите основные её свойства.

Гипотеза — представляет собой научное предположение, истинность которого еще не подтверждена.

Основные свойства — верифицируемость и фальсифицируемость

11. На установления чего направлены процесс верификации и процесс фальсификации?

Процесс верификации направлен на установление истинности того или иного знания посредством их эмпирической проверки, после чего подтверждается гипотеза исследования.

Процесс фальсификации, в свою очередь, направлен на установление ложности гипотезы в процессе эмпирической проверки.

Проблема исследования — формулировка, постановка и примеры решения

Основные понятия предмета

В основе каждой проблемы исследования (ПИ) лежит противоречие, и в абсолютном большинстве случаев сам предмет отождествляется с вопросом, на самом деле не являясь произвольной составляющей, а имея прямое отношение к результатам, которые удается получить во время практических занятий и изучения теоретического курса. Проще говоря, она всегда возникает не на пустом месте, а лишь тогда, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, в то время как новые данные еще не обрели четкой формулировки и понимания.

Главные вопросы

Раздумывая над тем, как сформулировать проблему исследования, необходимо отталкиваться от вопросов, которые возникают при первом ознакомлении с материалом. Важно понимать, что от их правильной постановки напрямую зависит формулировка самой проблемы, поэтому преодоление этого этапа является залогом успеха. Обычно в процессе работы используются следующие вопросы:

  1. Что не так?
  2. Почему что-то не так?
  3. Каков будет результат, если сделать так, как нужно или не нужно?
  4. Что необходимо изучить из того, что не рассматривалось ранее?

Естественно, приведенные вопросы носят общий характер. На практике они могут существенно отличаться, но сама суть их постановки обретает более понятный смысл. Между тем правильная формулировка такого обращения является лишь одной из нескольких составляющих, которые способствуют максимально точному определению проблемы научного исследования.

Важно провести полный анализ имеющегося материала и целей, которые стоят на повестке дня. Это необходимо для точного определения того, что уже было изучено, а также что придется изучать для полного раскрытия темы и ее сути. Справиться с поставленной задачей поможет следующая универсальная инструкция:

  1. Прежде всего нужно уяснить, что ПИ — логическое завершение анализа и описания темы или предмета исследования, по итогам чего человек, проделавший работу, приводит обоснование того, почему его труд не мог быть реализован без решения этой проблемы. Стоит помнить, что ПИ всегда возникает на своеобразном рубеже между уже обретенными знаниями и неизведанным, интерес к которым неизбежно проявляет себя по мере устаревания имеющейся базы. Кроме того, нередки ситуации, когда проблема уже была решена теоретически, но так и не получила своей практической реализации. Этот случай также может быть использован для предметного изучения со всеми сопутствующими выводами и обоснованиями.
  2. Выработка дальнейшей стратегии исследования напрямую зависит от правильности постановки проблемы исследования. Имеются в виду пути, с помощью которых можно будет реализовать уже имеющееся научное знание или сформировать другие теории и формулировки, проводя неизвестные раньше варианты исследования. В этом смысле от автора требуется научиться отделять главное от второстепенного, разграничивая уже изученный предмет от того, что требуется и еще предстоит изучить.
  3. В основе каждого научного проекта лежит ПИ, постановка которой является одной из самых важных и сложных задач. Так, для определения проблемы и ее целей рекомендуется в первую очередь привести все необходимые доводы, обосновывающие ее реальность, а также установить устойчивую взаимосвязь с другими ПИ при условии, что они являются актуальными.
  4. Чтобы правильно оценить ПИ, необходимо обозначить все существующие способы ее решения с акцентом на наиболее актуальные методики и приемы. Если же автору удастся выявить аналогичный или максимально приближенный способ решения, то это только поможет сузить исследуемую область.
  5. Для правильного построения ПИ приходится по максимуму сужать область предметного изучения, руководствуясь всеми актуальными потребностями и возможностями исследовательского процесса. Если автору удастся четко отделить уже исследованный материал от того, который только предстоит исследовать, то и с определением сути проблемы у него не должно возникнуть никаких сложностей.

Примечательно, что в плане проведения исследовательского процесса проблема методологии может определяться как до обоснования собственной актуальности, так и после нее. Актуальность нередко определяется как некий результат изучения основной проблемы процесса исследования.

В таких ситуациях наиболее уместным будет вопрос: «Почему именно сейчас стоит изучить конкретную проблему?».

Нужно отметить, что чем сложнее область исследования, тем труднее будет сформулировать суть ПИ. К примеру, в студенческой курсовой она может быть представлена в виде вопроса о приемлемых решениях и их поиске, тогда как в научной диссертации возможным становится ее представление в качестве вывода, задачи или практического решения.

Цели и виды исследования

Обязательной частью любой работы является преследуемая цель, определить которую можно как в начале пути, так и в процессе. Само понятие подразумевает получение конкретного результата, который является логическим завершением проделанной работы. Специалисты выделяют следующие виды исследовательских проблем:

  1. Определение не изученных ранее характеристик конкретных явлений.
  2. Поиск существующих взаимосвязей между определенными явлениями.
  3. Изучение развития этих процессов.
  4. Выявление и подробное описание нового явления.
  5. Обобщение установленных и определение новых закономерностей.
  6. Создание новых классификаций на базе установленных характеристик и процессов или каких-то отдельных явлений.

Особого внимания заслуживает и формулировка самой задачи, получить представление о которой можно посредством выбора определенных средств для достижения поставленной цели. Если проще, речь идет о выборе оптимальных путей, направленных на решение проблемного вопроса, полностью соответствующих выдвинутой гипотезе. Формулировать подобные задачи проще всего в виде своеобразного утверждения, направленного на достижение всех поставленных целей.

При перечислении актуальных задач рекомендуется идти по восходящей, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными.

Что касается их количества, то именно от них зависит глубина исследования и, как следствие, самого процесса познания. В то же время ПИ должна соответствовать таким современным требованиям и критериям, как объективность и значимость. В первом случае причина возникновения вопроса кроется в объективных факторах, тогда как во втором она будет обоснованной каким-то теоретическим или прикладным значением для научного процесса в целом.

Читать еще:  Цитологическое исследование в гинекологии

Анализ и противоречия

Так как в основе любой ПИ лежит противоречие, то обязательной становится его формулировка, которая должна быть четкой и максимально отражающей суть вопроса. В качестве наглядного примера можно привести следующие обозначения тем: «Особенности раннего речевого развития», «Комплексная коррекция дизартрии», «Изучение основ речевой этики». От правильности формулировки зависит понятие сути исследовательского процесса, именно поэтому они практически полностью совпадают.

Кроме того, существует такое определение, как степень научной разработанности темы, являющейся обязательным элементом введения любого проекта. Главная цель разработки, как правило, заключается в отражении кругозора соискателя, формировании определенного исследовательского круга, состоящего из предшественников соискателя в конкретном направлении, а также выявлении целей и вопросов, которые не были изучены ранее.

Еще одно предназначение степени разработанности темы сводится к определению места научной работы в определенной исследовательской области. То есть фактически речь идет об обозначении пробелов в уже существующих знаниях, которые нуждаются в восполнении. Именно они определяют основные задачи и цели проекта.

Анализ, который активно используется для обнаружения главной проблематики, помогает получать новые знания в исследуемой области или системе. Кроме того, проведение глубокой аналитической деятельности позволяет избежать повторов, которые являются крайне нежелательными из-за внесения своеобразной путаницы в процесс исследования. Для проведения максимально продуктивного анализа рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Прежде всего проводится анализ актуальности темы, для чего оценивается ее теоретическое и практическое значение.
  2. Далее исследуют точность и достоверность всех приведенных данных, отталкиваясь от объективности исследуемого материала.
  3. Еще раз вычитывается весь текст научной работы с обязательным акцентом на изложение научной теории. Обычно сначала приводятся определенные факты, и только потом начинают обозначаться новые доводы, основанные на результатах проведенных ранее авторских исследований и экспериментов. Автор должен увязать между собой как уже известные науке данные, так и новую информацию, создав своеобразный эмпирический переход от старого к неизведанному.

Если в работе используются цитаты других авторов и ссылки на научные источники, то обязательно нужно убедиться в точности их передачи и уместности применения в проекте. Обязательной проверке на достоверность подлежат все размещаемые статистические данные и расчеты.

Примеры составления формулировки

Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия. Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:

  1. Для полноценного развития детей дошкольного возраста в детских садах необходимо иметь определенное оборудование, а также просторные залы для проведения мероприятий.
  2. Из 30 ДОУ города Н. только 18 удовлетворяют этим требованиям, тогда как оставшиеся 12 нуждаются в модернизации (ремонте актовых залов, обновлении инвентаря и частично имеющейся мебели, в том числе столов, стульев и игровых комплексов).
  3. В исследовательской работе проводится анализ имеющихся данных и предлагаются все возможные способы улучшения ситуации или полного решения существующей проблемы. В этом случае могут быть приведены такие методы, как обновление ДОУ за счет городских средств, поиск спонсорской помощи, проведение капитального ремонта с привлечением сторонних сил, приобретение бывших в употреблении предметов мебели и инвентаря и т. д.

То есть изначально описываются идеальные условия, которые являются общепринятой нормой, на втором этапе обозначается, что именно не дает их обеспечить, а после этого производится увязка между первой и второй частью с обязательным использованием противоречащих союзов «но» и «однако».

Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.

Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т. д.

Цель и задачи во введении студенческой работы

Что такое цель и задачи исследования?

Цель и задачи исследования – это два обязательных пункта при написании любой научной работы. При написании введения в курсовой работе или дипломе цель и задачи следует отразить в нем. Если введения в научной работе не предполагается, например, это статья или эссе, то цель и задачи должны быть расположены в первых абзацах, опережать их может только актуальность.

Цель определяет предполагаемый результат работы, она всегда направлена на объект исследования, а задачи – алгоритм достижения данной цели. Уже при описании актуальности проводимого исследования нужно определиться с тем, какова цель будущей работы.

Что касается задач исследования, то каждая из них в совокупности с другими должна привести к достижению ожидаемого результата. Самым простым способом определить задачи исследования – это переписать параграфы из плана работы. Такой вариант нередко устраивает преподавателей, однако если при написании курсовой работы или диплома вас призывают не путать задачи с содержанием работы – будет лучше, если вы уложитесь в 1-2 теоретические задачи «изучить литературу, понятия, проанализировать ситуацию», а остальные задачи сделаете более конкретными. Это может быть разработка и проверка методов решения проблемы, поиск и формулировка новой гипотезы, выбор методов исследования и т. д.

Главное, чтобы получившийся список действий был не просто автоматическим перечнем заданий, выполненных студентом, но и являлся руководством к действию. То есть нужно стремиться к тому, чтобы результаты исследования можно было применить на практике – использовать на производстве, разрешить сложную экономическую ситуацию и т. д.

Определение цели исследования

Цель научного исследования – это то, к чему стремится студент при его написании, то есть конечный прогнозируемый результат работы. Она влияет на все сопутствующие разделы введения к курсовому или дипломному проекту, в особенности на актуальность темы. В момент определения цели даже можно не знать, насколько она достижима.

Что может выступать в качестве цели:

  1. Разработка методов решения проблемы в какой-либо области.
  2. Установка зависимостей между научными понятиями.
  3. Поиск причинно-следственных связей между явлениями.
  4. Выявление закономерностей в протекании процессов.
  5. Изучение характеристик какого-либо явления.

Обычно цель созвучна с названием работы – от этого следует отталкиваться при ее выделении. Если все же возникают трудности, стоит заранее обговорить цель с научным руководителем, чтобы не пришлось переписывать уже готовую работу. Работа достаточно объемная и формулировка цели становится громоздкой? Разбейте ее на конкретные подзадачи и выделите главную – она и будет общей целью. Оставшиеся подпункты перенесите в раздел задач исследования – так у вас получится убить двух зайцев одним выстрелом. Никто не сможет обвинить вас в том, что такой подход неверен, так как в любом случае задачи определяются, исходя из цели.

Определение цели начинается с фразы «Целью исследования является…» или «Цель работы состоит в том, чтобы…». Это общепринятые формулировки, от которых не следует отступать при написании любого научного текста. Используйте ключевые слова вроде «определить», «выделить», «разработать», «уточнить» и т. д.
Полученная цель может быть как конечной, так и промежуточной – все зависит от тематики курсового или дипломного проекта, а также его углубленности. Поверхностный анализ ситуации может послужить целью для теоретического исследования, а вот разработка рекомендаций – основой для дальнейших практических действий.

Задачи исследования и их составление

Задачи исследования – это те шаги, которые нужно пройти постепенно вплоть до достижения цели этого же исследования. Другими словами, задачи иногда являются подпунктами, на которые разбивается общая цель работы.

При написании списка задач следует помнить о типичных ошибках, которые совершают многие студенты:

  1. Выполнение задач в конечном итоге не приводит к достижению цели.
  2. Задачи обособлены от структуры всего документа и никак не подтверждаются в тексте.
  3. Одна или несколько задач – это просто по-другому сформулированная цель работы.
  4. Вместо перечня задач написан план проведения научного исследования: «разобрать тематическую литературу, провести проверку, сделать выводы и т. д.».

Как уже говорилось, реферат, курсовая или дипломная работа должна представлять собой единое целое, объединенное в одну структуру и связанное общей тематикой. В то же время желательно, чтобы итоги написания курсовой работы или диплома не были просто набором общеизвестных фактов о выбранной отрасли знания, а привносили нечто новое в теоретическую науку или были использованы на практике. Поэтому одной из задач работы должно быть выявление связей с реальным производством или уже ведущимися исследованиями.

Курсовая или диплом обычно имеют достаточный объем, поэтому в ходе работы должно быть выявлено не менее 3 задач. Они могут относиться как к аналитической деятельности или систематизации уже изучаемых явлений (теория), так и к изучению и разработке какой-либо проблемы (практика).

Читать еще:  Посев на микрофлору из цервикального канала

Если же после написания диплома (ВКР) выясняется, что поставленные задачи никаким образом не могут привести к цели исследования – можно сделать вывод, что средства, применяемые в работе, были неэффективными и неактуальными. Иначе говоря, отрицательный результат – это тоже результат.

Образец 1

Цель магистерской работы – разработать и оценить реальные возможности организации производства пластиковых окон на базе действующего предприятия ООО «Окна+».

Цель определила решение следующих задач:

  • изучить существо предлагаемого проекта по производству пластиковых окон;
  • рассчитать и обосновать эффективность организации производства пластиковых окон.

Образец 2

Целью работы является анализ института освобождения от наказаний, его видов и особенности их применении.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность освобождения от наказания;
  • рассмотреть историю формирования и современное состояние правового регулирования данного института;
  • определить особенности отдельных вдов освобождения от наказания.

Образец 3

Цель исследования состоит в анализе проблем и перспектив совершенствования внутренней среды органа местного самоуправления, на примере Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области.
Задачи, решаемые в ходе практики:

  • провести анализ влияния внутренних факторов на эффективность деятельности органа муниципального самоуправления, на примере Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области;
  • предложить направления совершенствования внутренней среды Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области.

Образец 4

Цель работы – рассмотреть особенности устного народного творчества и изучить его роль в формировании личности ребенка.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие фольклора, определить его сущностные характеристики;
2. Проанализировать роль фольклора в формировании личности ребенка;
3. Изучить классификацию жанров детского фольклора.

Как составить цель и задачи исследования в научной статье

Обязательной частью любой научной публикации, будь то статья, монография, диссертация или даже тезисы, является указание целей и задач исследования. В этой статье мы не только объясним, в чем отличия между целью и задачами, но и покажем, почему правильно сформулированные цели и задачи — это залог успеха научной работы.

Что такое цель исследования

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Важно понимать, что у научного исследования может быть только одна цель. Иногда допустимо, чтобы она состояла из двух частей, но тогда эти составляющие обязательно должны быть связаны между собой логически. В то время как минимально возможное количество задач — две, но все же лучше, если их будет три или четыре. Давайте разберемся, почему это так.

Цель научного исследования — это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент. Ученый должен сформулировать значимость результата, который он надеется получить после завершения работы.

Фактически, цель вытекает из проблематики исследования, а проблематика определяется темой. Можно выстроить целую иерархическую пирамиду: тема — проблематика — цель — задачи. Например, если ученый работает над темой «Влияние глобального потепления на поведение полярных птиц», то проблематика, вероятно, будет связана с тем, что изменение климата существенно повлияло на жизнь этих животных и, вероятно, в худшую сторону. Цель этой гипотетической статьи может быть сформулирована одним из возможных способов, представленных ниже:

  1. Изучить влияние глобального потепления на поведение полярных птиц.
  2. Выявить изменения в поведении полярных птиц, связанные с глобальным потеплением.
  3. Продемонстрировать связь между изменениями в поведении полярных птиц и глобальным потеплением.

Цель должна быть ясной и понятной. Нельзя писать абстрактные утверждения и общие фразы. Уже на этом этапе необходимо четко представлять себе, возможно ли воплотить в жизнь задуманное и если да, то как это сделать. Рекомендуется использовать глаголы в неопределенной форме: «изучить», «определить», «разработать», «выявить», «установить». Другой вариант — начать фразу с имени существительного: «расследование», «определение», «демонстрация», «выяснение».

Приведем несколько примеров:

Пример 1. У научной работы на тему «Изменение средств массовой информации в эпоху развития интернета» цель может быть такой: «Выявить отличия современных средств массовой информации от изданий, которые выходили в 60-80-тых годах ХХ столетия».

Пример 2. Если тема статьи звучит как «Эндоскопическое оперативное вмешательство при хроническом холецистите», то его целью является «Определить показания и разработать методы эндоскопических операций при хроническом холецистите».

Что такое задачи исследования. Учимся постановке задач

Задачи — это пошаговый план реализации цели. Ученый должен последовательно и реалистично ответить на вопрос: «Как я буду добиваться той цели, которую поставил перед собой?» Как правило, когда исследователь формулировал цель, у него уже были идеи по ее осуществлению.

Пример постановки задач к научной статье. Возвращаясь к примеру о влиянии глобального потепления на поведение полярных птиц, можно сформулировать следующие задачи:

  1. Изучить существующие литературные данные о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления .
  2. Наблюдать за миграцией, брачным поведением и размножением у полярных птиц в настоящее время.
  3. Выявить отличия между описанным в литературных источниках и тем, что наблюдал исследователь самостоятельно.
  4. Определить возможные последствия глобального потепления на популяцию полярных птиц в ближайшем будущем.

Не нужно путать задачи исследования и его методы или этапы. Это довольно распространенная ошибка: аспиранты часто указывают в качестве задач такие действия, как изучение литературных источников, проведение эксперимента, сравнение и оценка результатов.

Допустимо употреблять подобные фразы в разделе «Задачи исследования», но это не должно быть самостоятельными пунктами. Например, можно уточнить, что исследователь будет изучать сведения о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления по литературным источникам, но нельзя ограничиться фразой «Изучение тематической литературы». Точно так же в четвертом пункте раздела «Задачи» про отдаленные последствия изменения климата можно указать, что исследователь планирует сделать выводы. Однако обязательно нужно уточнить, на чем он собирается сделать акценты в заключительной части.

Где в научной статье следует разместить цели и задачи исследования

Научная статья пишется по строго определенному плану: введение, основная часть, выводы и список литературы. Цели и задачи исследования необходимо указывать во вводной части. Это помогает читателю сразу более ясно представить, о чем будет идти речь в публикации.

В зависимости от специфики публикации, допускаются несколько вариантов расположения цели и задач в рамках раздела «Введение». Так, возможно указывать цель сразу же после описания проблематики, либо позже, после того, как были обозначены объект и субъект исследования. Как правило, существенной разницы нет, но некоторые ученые предают этому большое значение. Поэтому лучше всего уточнить этот момент у начного руководителя.

Как определить цель исследования – 3 простых способа

Далеко не всегда автор, выбирая тему для исследования, сразу понимает проблематику. Например, его интересуют альтернативные методы лечения депрессий или компьютерная зависимость у подростков. Но не всегда ему может быть известно, что уже было сделано для решения этих проблем, а какие аспекты нуждаются в дальнейшем изучении. Именно поэтому любая научная работа начинается с изучения литературы.

Существует три надежных способа определить цель научной статьи:

Способ 1. Ученый показывает, что проблема не была решена полностью в предыдущих исследованиях. В этом случае в качестве цели следует обозначить те конкретные сферы, в которых планируется усовершенствование. Например, если в работах, посвященных нетрадиционным способам терапии депрессий уделено недостаточно внимания светотерапии или назначению L-тироксина, можно поставить целью изучение эффективности этих методов.

Способ 2. Иногда чтобы добиться успеха, достаточно продемонстрировать, что методы автора позволят более эффективно решить проблему, которую уже поднимали другие ученые.

Способ 3. Многие научные статьи заканчиваются обсуждением проблемы. Автор описывает дальнейшие перспективы изучения данного вопроса. Все, что нужно ученому в такой ситуации, – внимательно вчитаться в текст публикации. Во многих случаях можно буквально позаимствовать формулировки из заключительной части работы коллеги.

Другими словами, для правильной постановки целей исследования мало просто изучить тематическую литературу. Необходимо определить грань, которая отделяет уже изученный материал от того, который требует дальнейшего исследования.

О том, как правильно осуществить анализ литературных данных, можно подробнее прочесть в этой статье.

Типичные ошибки при формулировании целей и задач, которые следует избежать

  1. Цель научной статьи не связана напрямую с темой, проблематикой, субъектом и объектом, а задачи не соответствуют ожидаемой цели.
  2. Цель сформулирована так, что нельзя понять ожидаемый результат.
  3. Непонятна практическая ценность результата исследования.
  4. Задачи дублируют цели исследования, будучи просто сформулированными с помощью синонимов.

Хорошим тоном в науке считается ситуация, когда задачи строго соответствуют структуре работы. Например, материал, полученный после выполнения первой задачи, излагается в первой части статьи, а результаты выполнения второй задачи — во второй части. Во-первых, это облегчает работу самому автору, поскольку гораздо легче излагать мысли в том порядке, в котором ученый проводил исследование и получал информацию.

Другое важное преимущество заключается в том, что автору проще контролировать релевантность своей работы. Иными словами, когда у него есть четко сформулированная цель и конкретные задачи, он легко может сопоставить, ответил он на эти вопросы в своей работе или нет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector