0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признаки и диагностика

Признаки беременности: классификация и диагностика

Диагноз беременности не вызывает сомнений только в нескольких случаях: если можно определить части плода, услышать его сердцебиение или почувствовать шевеление, а при УЗИ — зарегистрировать плодное яйцо. Но все эти признаки появляются лишь на V—VI месяцах беременности. На ранних же стадиях такой диагноз устанавливают, основываясь на вероятных и предположительных признаках.

Профессиональную диагностику беременности проводит акушер-гинеколог.

Сомнительные (предположительные) признаки

К сомнительным признакам относят общие изменения, связанные с беременностью:

  • Пигментация кожи лица и околососковых кружков;
  • Изменения в поведении: появление эмоциональной нестабильности, утомляемости, раздражительности;
  • Обострение обонятельных ощущений;
  • Изменения вкусовых ощущений, а также рвота и тошнота.

Вероятные признаки

Эта группа признаков включает изменения в половых органах и протекании менструального цикла:

  • Лабораторные анализы по определению в крови и моче хорионического гормона (ХГ);
  • Изменения матки (консистенция, форма, размеры);
  • Цианоз (синюшность) шейки матки и слизистой влагалища;
  • Появление молозива;
  • Прекращение менструации.

Достоверные признаки

  • Пальпация живота женщины и определение частей тела плода;
  • Ощущение движений плода при УЗИ или пальпации;
  • Выслушивание пульса у плода. Сердечные сокращения определяют с 5-7 недель при помощи УЗИ, кардиотокографии, фонокардиографии, ЭКГ, а с 19 недели — аускультации. Беременность подтверждается, если прослушивается частота ударов 120-140/мин.

Признаки беременности

Увеличение матки. Матка заметно увеличивается в размерах, начиная с 5-6 недели. На конец II месяца, она имеет размер с гусиное яйцо.

Признак Горвица-Гегара. Признаком матки в положении является ее мягкая консистенция, особенно сильно это выражено в области перешейка. Пальцы рук при исследовании встречаются на уровне перешейка без всякого сопротивления. Данный признак характеризует начальные сроки беременности.

Признак Снегирева. Матка с плодным яйцом способна изменять свою консистенцию. Если на размягченную матку воздействовать механически при двуручном исследовании — она становится боле плотной и сокращается, уменьшаясь в размерах. После прекращения воздействия она возвращается к первоначальной консистенции.

Признак Пискачека. Для начальных сроков беременности характерна асимметрия матки, как следствие куполообразного выпячивания одного из углов. Происходит это на 7-8 неделе срока. Именно в месте выпячивания осуществляется имплантация яйца. К 10 неделе выпячивание исчезает.

Гаус и Губарев наблюдали едва заметную подвижность в ранние сроки шейки матки. Это связано в основном с размягчением перешейка.

Признак Гентера. В начале беременности наблюдается перегиб матки вперед, что является результатом повышенного размягчения перешейка, и появление выступа в виде гребневидного утолщения на передней части матки в области средней линии. Этот выступ определяют не всегда.

Диагноз беременности в основном определяют при клиническом обследовании. Но при некоторых случаях применяют лабораторные методы. Суть лабораторных исследований заключается в определении специфических для организма беременной женщины веществ в биологических жидкостях.

Признаки беременности выявляются следующими методами:

  • Обследование с помощью зеркал;
  • Осмотр входа во влагалище и наружных половых органов;
  • Опрос;
  • Выдавливание молозива и ощупывание молочных желез;
  • Обследование женщины (двуручное влагалищно-абдоминаьное или влагалищное).

С наступлением беременности постепенно увеличиваются размеры матки. Метаморфозы происходят и с формой матки. У небеременной женщины она грушевидной формы, а форма матки с плодным яйцом претерпевает следующие изменения:

  • 5-6 неделя — шаровидная форма;
  • 7-8 неделя — асимметричная с выпячиванием одного из углов;
  • 10 неделя — шаровидная;
  • Конец беременности — овоидная форма.

Классификация современных методов диагностики беременности:

  • Биологические;
  • Иммунологические;
  • Эхографические (УЗИ диагностика).

Иммунологические, как и биологические методы, состоят в определении хориогонадотропина (ХГ). Для этого подходит любой биологический материал, но чаще всего моча. Синтез данного гормона начинается в первые дни зачатия и длится до самих родов с максимумом продукции на 60-70 день после имплантации. После его уровень несколько падает и стабилизируется до родов.

Среди иммунологических методов, применяемых в наши дни, самую широкую известность получил метод, основанный на подавлении реакции гемагглютинации. Метод состоит в том, что в ампулу добавляют антисыворотку (антитела), к ней эритроциты (антиген) с ХГ и мочу беременной. Присутствующий в моче ХГ связывается с антигеном (антисывороткой) при этом эритроциты оседают на дно, так как не подвергаются агглютинации.

Если же вводят мочу небеременной, то есть без ХГ, реакция агглютинации имеет место и эритроциты равномерно распределяются по ампуле. В ампулу добавляют 0,4 мл фосфатного буфера и две капли утренней мочи, предварительно прошедшей фильтрование.

Все компоненты перемешивают и оставляют на 2 часа при комнатной температуре. Через положенное время по равномерному распределению эритроцитов делают вывод об отсутствии беременности, а по осадку на дне ампулы — о ее наличии.

Намного более чувствительным является радиоиммунологический метод. Самым распространенным стал метод, так называемых двойных тел. Для метода применяют готовые наборы, производимые различными фирмами. Метод позволяет уже на 5-7 день после имплантации определить ХГ. Определение происходит за 1,5- 2,5 мин.

Сегодня существуют также множество тест-систем, позволяющих самой женщине быстро определить беременность в домашних условиях.

Другие методы диагностики

Измерение базальной температуры. Начальные месяцы беременности характеризуются базальной температурой несколько выше 37°С. Измерения осуществляют в постели утром.

Исследование шеечной слизи. На самих ранних сроках беременности секрет, выделяемый из шейки матки, при высушивании не содержит крупных кристаллов.

УЗИ диагностика. Такую диагностику проводят, начиная с 4-5 недели. Плодное яйцо при этом определяют как округлое образование, расположенное внутри эндометрия, имеющее диаметр 0,3-0,5 см. Первый триместр характеризуется еженедельным приростом (0,7 см) яйца. К 10 неделям плодное яйцо заполняет уже всю маточную полость.

К 7 неделям в полости яйца просматривается эмбрион в виде отдельного образования до 1 см длиной. В это время возможна визуализация участка, имеющего слабо выраженную двигательную активность и ритмичные колебания.

Это сердце эмбриона. Основной задачей биометрии I триместра является определение диаметра яйца и КТР (копчико-теменного размера) эмбриона. Эти величины находятся в жесткой корреляции со сроком беременности. Самым информативным методом УЗИ можно назвать трансвагинальное сканирование. Трансабдоминальный вид сканирования применяют только при полном мочевом пузыре для создания «акустического окна».

диагностический признак

3.7 диагностический признак (symptom): Показатель, полученный на основе восприятия органами чувств или в результате измерений, по которому можно судить с определенной вероятностью о наличии одной или нескольких неисправностей.

2.8. Диагностический признак: характеристика физического процесса или сигнала, содержащая информацию о параметрах технического состояния объекта.

2.8. Диагностический признак: характеристика физического процесса или сигнала, содержащая информацию о параметрах технического состояния объекта.

Смотри также родственные термины:

8. Диагностический признак (параметр)

9. Функциональное техническое диагностирование

D. Technische Funktional diagnose

E. Diagnosis in the course of operation

F. Diagnostic fonctionnel

Признак (параметр) объекта диагностирования, используемый в установленном порядке для определения технического состояния объекта Диагностирование, осуществляемое во время функционирования объекта, на который поступают только рабочие воздействия

3.8 диагностический признак неисправности: Признак, характеризующий ухудшение технического состояния машины или возникновение аномального режима работы.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «диагностический признак» в других словарях:

диагностический признак — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN diagnostic property … Справочник технического переводчика

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК (ДИАГНЕМА) — признак, используемый для распознавания геол. объектов. По содержательной нагрузке диагнемы классифицируются по принадлежности к объектам разл. геол. дисциплин, по структуре, способу изображения, способу описания, числу значений, объему,… … Геологическая энциклопедия

Диагностический признак (параметр) — 8. Диагностический признак (параметр) 9. Функциональное техническое диагностирование Функциональное диагностирование D. Technische Funktional diagnose E. Diagnosis in the course of operation F. Diagnostic fonctionnel Признак… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

диагностический признак неисправности — 3.8 диагностический признак неисправности: Признак, характеризующий ухудшение технического состояния машины или возникновение аномального режима работы. Источник: ГОСТ 30848 2003: Диагностирование машин по рабочим характеристикам. Общие положения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ПРИЗНАК — (character). Характерная черта или особенность растения. Выражение “диагностический признак” означает свойство, которое позволяет отнести растение к одному конкретному таксону, и отличать его от других … Термины ботанической номенклатуры

Читать еще:  Распространенные причины бездетности их определение

Признак Дегио — Дифференциально диагностический признак при брадикардии. После подкожного введения 1 мл 0,1% ного раствора атропина брадикардия, обусловленная возбуждением блуждающего нерва, проходит, если же причиной ее является поражение миокарда – она… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ — (diagnostic). См … Термины ботанической номенклатуры

Гризолля признак — (A. Grisolle, 1811 1869, франц. врач) определяемое на ощупь очаговое уплотнение в коже в начальной фазе развития оспенной папулы; вспомогательный дифференциально диагностический признак при натуральной оспе … Большой медицинский словарь

Томпсона признак — (истор.; Th. Thompson, 1807 1860, англ. врач) наличие красной линии по краю десен; рассматривался как ранний диагностический признак туберкулеза легких … Большой медицинский словарь

Бронхофония — диагностический признак, выслушиваемый при аускультации голоса. Б. выслушивается как при нормальных условиях, так и при некоторых заболеваниях грудных органов. Нормально Б. выслушивается на груди в области бронхов (трубный голос), причем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

3.Диагностические признаки и категории (диагностические факторы). Соотношение диагностических признаков и категорий. Психодиагностический вывод.

Признаки – внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы.

Категории – скрытые латентные переменные. Если измерены количественно, то называются – факторы.

Соотношение признаков и категорий неоднозначно. За одним признаком может стоять несколько категорий.

Признак – вырвал из дневника лист. Категория – страх наказания, склонность обманывать.

Признак – кража. Категория – привычка, безвыходная жизненная ситуация.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод — это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора «склонность к обману» или повышенный уровень другого скрытого фактора «страх наказания»). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях.

Диагностический вывод — есть переход от внешне наблюдаемых симптомов к уровню скрытых категорий.

Особенности количественных и качественных подходов в психодиагностике: стандартизированные и клинические методы.

Методы психодиагностики обеспечивают анализ различных симптомов и их систематический перебор.

Методы психодиагностики подразделяются на качественный и количественный подходы.

Количественный подход (стандартизированный метод):

Стандартизация (standart — типовой) – есть единообразие процедуры оценки выполнения методики и проведения теста.

Сюда входят все тестовые методы: опросники, тесты на интеллект, тесты специальных способностей и достижений.

Сферы применения: легко измеряемая психологическая реальность.

Экономичны (групповые, с использованием компьютеров).

Психометрически или технически обоснованы (корректный диагноз).

Качественный подход (клинический метод):

Анализ индивидуального случая. Не патология!

Используется понимание, методы экспертной оценки: беседа, наблюдение, проективные методики, анализ жизненного пути, анализ продуктов деятельности.

Сферы применения: трудноизмеримая психологическая реальность (смыслы, переживания).

Строго индивидуальный метод.

Психометрически не обоснован.

Результативность зависит от профессионализма психолога и его опыта работы.

5.Психологический диагноз. Причины диагностических ошибок. Требования к психологическому диагнозу.

Диагноз – от греч. Распознавание.

Медицинское понимание диагноза:

Симптом – с греч. Признак какой-либо болезни. Делятся на два вида – субъективные (интероцептивные ощущения) и объективные (результаты измерения6 анализ крови, ЭКГ).

Синдром – с греч. Сцепление. Закономерное сочетания симптомов, обусловленных единым патогенезом (патология), рассматриваемое как самостоятельное заболевание, либо как стадия какого-либо заболевания.

Диагноз – определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного.

Медицинское понимание диагноза прочно связано с болезнью, отклонением от нормы. Такое понимание господствовало и в психологии, то есть психологический диагноз – это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия.

С. Розенцвейг предлагал применять диагноз исключительно для «называния» каких-либо расстройств, нарушений.

Психологический диагноз оказывается шире, чем в медицине. И в норме, и в патологии. А в норме необязателен поиск каких-либо нарушений или расстройств.

Психологический диагноз (Бурлачук Л.Ф.) – результат деятельности психолога, направленный на выяснении сущности индивидуально-психических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций психотерапевтичекого и психокоррекционных воздействий, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза – есть установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Требования к психологическому диагнозу.

Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный (предметность, причинность, наличие противоречий) характер.

Психологический диагноз – результат системной технической диагностики. Описываются не только отдельные единицы анализа, но и их соотношение. Вскрываются причины подобных соотношений и делается на основании такого анализа прогноз поведения. Диагноз по одной методике не ставится.

Психологический диагноз должен быть структурированным. Параметры психического состояния человека должны быть приведены в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного возникновения. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты обрабатывают в форме диагностограмм. Простейший вариант – психодиагностический профиль.

Причины диагностических ошибок.

В качестве источников неточностей, ошибок А. Левицкий усматривает: недостаточность времени, отпущенного на обследование, отсутствие надежных источников информации об испытуемом и низкий уровень наших знаний о законах, управляющих нарушениями поведения.

Более полный разбор причин диагностических ошибок представлен у 3.Плевицкой, выделившей их две основные группы.

Ошибки, связанные с разбором данных:

ошибки наблюдения (например, «слепота» на важные для диагноза черты, проявления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);

ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения; случаи, когда абстрактная оценка выдается за предметную, различия в понимании одних и тех же терминов разными людьми);

ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте.

Ошибки, связанные с переработкой данных:

эффект «первого впечатления» — ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

ошибка атрибуции — приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

ошибка ложной причины;

познавательный радикализм — тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

познавательный консерватизм — предельно осторожная формулировка гипотез.

Признаки и диагностика депрессии

Признаки депрессии

Депрессия – одно из самых распространенных аффективных расстройств, которое сопровождается ухудшением настроения, подавленностью, пессимизмом и замедлением движений. Депрессию определяют по различным симптомам, к которым относятся:

Плохое настроение в течение длительного времени;

Скука и тоскливость;

Нежелание заниматься любимым делом;

Быстрая утомляемость, снижение работоспособности;

Признаки депрессии могут быть различными в зависимости от типа расстройства:

Клиническая депрессия. Сопровождается стойким снижением настроения, потерей энергии, утомляемостью, утратой интереса к жизни, нарушениями пищевого поведения и сна, пессимизмом по отношению к настоящему и будущему, чувством вины, мыслями о суициде. Все эти признаки депрессии присутствуют у пациента на протяжении двух и более недель.

Малая депрессия. Клиническая картина может исключать один или несколько признаков депрессии первого типа, но минимум два симптома из вышеперечисленных сохраняются на протяжении двух и более недель.

Атипичная депрессия. К проявлениям клинической депрессии добавляются повышенный аппетит, сонливость и эмоциональная реактивность.

Послеродовая депрессия. Появляется у недавно родивших женщин.

Рекуррентная депрессия. Характеризуется регулярной периодичностью появления классических признаков депрессии, которые проходят через несколько дней.

Дистимия. Выражается в умеренном снижении настроения, которое не достигает своего пика, как при клиническом депрессивном расстройстве. В таком состоянии человек может находиться годами.

Методы диагностики депрессии

Диагностика депрессии начинается с изучения так называемой депрессивной триады, которая включает в себя замедление движений, ухудшение настроения и снижение эмоциональной активности.

Читать еще:  Трансабдоминальное гинекологическое узи

Двигательная заторможенность может выражаться в медлительности, неповоротливости и скованности движений, однообразной мимике, застывшем на лице выражении безнадежности и тоски. Человек, который страдает депрессией, часто находится в неподвижном состоянии и смотрит в одну точку. Характерная поза в сидячем положении – сгорбленная спина, склоненная голова, локти упираются в колени. Когда заболевание принимает более тяжелую форму, у пациента нет сил даже встать с постели, принять душ и переодеться.

При ухудшении настроения на первый план выходит разочарование в жизни, тоска и ощущение безысходности. Иногда человек становится тревожным, его не интересуют прежние занятия. Он считает себя никчемным, не желает ни с кем общаться и начинает думать об уходе из жизни. Бывает, что вместо чувства вины пациент, наоборот, начинает винить в своих бедах окружающих его людей.

Проблемы с мышлением выражаются в нежелании или невозможности планирования, обучения и решения повседневных вопросов. Появляется рассеянность и ухудшение памяти. Пациенты говорят о том, что их мысли неповоротливы и тяжелы, поэтому любое умственное усилие требует серьезного вложения энергии. Замедление мышления влияет и на речь: человек приобретает привычку молчать, а если и говорит, то неохотно и медленно, предпочитая односложные ответы.

Депрессивная триада может сочетаться с соматическими и вегетативными расстройствами. У пациентов наблюдаются запоры, учащение пульса, расширение зрачков, сухость кожи, появление глубоких морщин, ломкость ногтей и выпадение волос. Люди, которые страдают этим заболеванием, жалуются на сердечные, суставные и головные боли, проблемы с кишечником и желудком, однако при проведении диагностики никакие болезни не обнаруживаются.

Диагностика депрессии включает в себя изучение сексуальной сферы жизни пациента, так как для этого заболевания характерно снижение либидо. У мужчин нередко развивается импотенция, у женщин происходят сбои менструального цикла. При депрессии у человека пропадает аппетит, за счет чего он резко теряет в весе. Хотя бывает и наоборот, когда пациент начинает есть все подряд. Также нарушается режим сна. Человек рано просыпается, а в течения дня чувствует усталость и сонливость. Некоторые больные вообще не могут спать по ночам.

Точная диагностика предполагает тщательный сбор анамнеза. Доктор проводит тестирование на определение уровня депрессии и выслушивает жалобы пациента на физическое и психическое здоровье. Уверенная диагностика возможна при условии, если присутствуют минимум два симптома депрессивной триады и хотя бы три дополнительных признака депрессии, в том числе пессимизм, чувство вины, рассеянность, сложность в принятии решений, пониженная самооценка, нарушения сна и аппетита, мысли о самоубийстве. Если имеются подозрения на соматические заболевания, пациента направляют на консультацию к другим профильным врачам: гастроэнтерологу,

Принципы лечения

После всесторонней диагностики депрессии, с помощью которой определяются причины депрессии, тип болезни и наличие сопутствующих проблем со здоровьем, доктору необходимо выбрать наиболее подходящий метод лечения. Легкая степень депрессии обычно лечится с помощью психотерапевтических методов, средняя и тяжелая формы сопровождаются назначением курса медикаментов в комплексе с терапией у психиатра.

Рассмотрим более подробно современные методы лечения депрессии.

Психотерапия – метод, основанный на взаимодействии врача и пациента и направленный на решение проблем, скрытых глубоко внутри. В ходе терапии человек анализирует свое психическое здоровье и учится самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями. Психотерапия повышает адаптивные способности личности. Программа лечения всегда разрабатывается индивидуально для каждого конкретного пациента.

Фармакологическое лечение включает в себя прием лекарственных средств. В основном применяются антидепрессанты, в том числе селективные и трициклические ингибиторы обратного захвата серотонина, известного как гормон счастья. Медикаменты призваны уменьшить симптомы депрессии и улучшить общее состояние человека.

  • Немедикаментозная терапия, в которую входят светотерапия, транскраниальная магнитная стимуляция, психотерапия и другие методы. Транскраниальная магнитная стимуляция – это современная разновидность электросудорожной мозговой стимуляции, которая показывает прекрасные результаты даже при тяжелых формах депрессии. При светотерапии используется свет определенной волны, который способствует выработке серотонина и улучшению настроения пациента. Кроме того, свет позволяет перенастроить циркадные ритмы и даже облегчить болевые симптомы.
  • Профилактика болезни

    Независимо от того, что послужило причиной депрессии, профилактика болезни очень важна, так как она позволяет избежать рецидивов. Сегодня любая специализированная клиника предлагает специальные реабилитационные программы, направленные на профилактику депрессии. Однако каждый человек должен сам заботиться о своем физическом и психическом здоровье. В этом нет ничего сложного – в качестве примера мы приведем ряд простых, но эффективных профилактических мер, которые доступны каждому.

    Полноценный сон. Старайтесь спать минимум 8 часов в сутки, при этом ложиться нужно не позже полуночи. Такой режим нормализует работу нервной системы.

    Правильное питание. Существуют продукты, которые способствуют улучшению настроения. Лучшие из них – это определенные виды морской рыбы, содержащие полиненасыщенные жирные омега-3 кислоты.

    Физические нагрузки. Спорт – отличный способ побороть хандру и усилить ощущение внутреннего благополучия. Главное, чтобы он приносил радость, поэтому выбирайте тот вид занятий, который вам больше нравится.

    Общение с близкими. Когда вас что-то беспокоит, не надо держать это в себе. Обсудите ситуацию с близкими людьми, поделитесь с ними тем, что вас тревожит. Если вам некомфортно обсуждать что-то со своими знакомыми, обратитесь в специализированную клинику, предлагающую услуги психологов, психотерапевтов и других профильных врачей.

    Выбирайте правильных людей. Старайтесь оградить себя от тех, кто подвержен негативным эмоциям. Пусть вас окружают положительно настроенные люди, которые привнесут в вашу жизнь радость и счастье.

    Оптимальный режим дня. Необходимо с максимальной пользой использовать светлое время суток. Если по каким-то причинам это сложно сделать, прибегните к терапии белым светом: установите дома яркую лампу дневного света и проводите возле нее хотя бы один час в сутки.

    Простая профилактика позволит избежать возникновения депрессивных расстройств и улучшит качество вашей жизни.

    Диагностические признаки и категории (диагностические факторы). Соотношение диагностических признаков и категорий. Психодиагностический вывод

    Прогнозирование, как основная задача психологической диагностики.

    Психодиагностика, как теоретическая дисциплина.

    Этапы психологической работы (любой практической работы).

    Психодиагностика, как практическая дисциплина.

    Психологическая диагностика как теоретическая и практическая сфера психологической науки.

    Диагностика (dia – различать, gnostica – значение) – наука о различии.

    Применяется в медицине, при постановке технического диагноза, в педагогике.

    Психодиагностика – наука о различении души, психологической реальности.

    Психодиагностика– область психологической науки и одновременно важнейшая сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека (Шмелев А.Г.).

    — при профотборе, расстановке кадров, профориентации;

    — при оптимизации обучения, воспитания;

    — при прогнозировании социального поведения (стабильность брака, законопослушание);

    — в консультативной практике;

    — в судебно-психологических экспертизах: оказание помощи в расследовании преступлений;

    — в медицине (психосоматика, потеря смысла жизни, подготовка к операциям);

    — при прогнозировании психологических последствий изменения окружающей среды;

    — для изучения личности и межличностных отношений.

    1. Сбор информации, выбор технологии помощи.

    2. Консультация, коррекция (психологическая помощь).

    3. Сбор информации, уточнение, выбор дальнейшей технологии при необходимости.

    Задается перечислением трех сфер:

    1. Предметная область психологической науки (общая и дифференциальная психология).

    2. Дифференциальная психометрика (разработка и математическое обоснование диагностических методик).

    3. Практические сферы применения методик (Где? Когда? Как?)

    Прогнозирование поведения человека, его поступков – есть основная задача психодиагностики.

    Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Деятельность специалиста в области психодиагностики не ограничивается описанием индивидуальных особенностей того или иного явления, поиском вызвавших его к жизни причин и соотнесением этих знаний со структурой и динамикой личности. Практическая ценность диагноза во многом определяется возможностью осуществления на его основе прогноза.

    Л.С. Выготский считает, что содержание прогноза и диагноза совпадает. Но прогноз «строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде».

    Читать еще:  С чего начинается осмотр

    Условием проникновения во «внутреннюю логику самодвижения процесса развития» является разбивка прогноза на отдельные периоды и длительные повторные наблюдения.

    В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации.

    Определить, например, пригодность к той или иной деятельности невозможно вне требований, к ней предъявляемых. Характеристика особенностей личности вне социальных условий лишены почвы. «Мы можем понять, что такое «ленивый мальчик», если нам известно, кто именно, в каких социальных условиях, кому и на каких основаниях дал такое определение» (Обуховский, 1981).

    Прогноз осуществляется на основе эмпирически определенных статистических соотношений. Вопрос об эффективности клинического и статистического прогноза неоднократно обсуждался психологами и до сих пор служит предметом дискуссий.

    П. Мил, положивший начало дискуссиям, опираясь на анализ значительного количества работ в этой области, приходит к заключению о том, что статистический прогноз оказывается значительно более эффективным. Этот подтверждается и более поздними исследованиями, в которых, в частности показаны причины, ограничивающие результативность клинического прогноза (Barendregh, 1961). Оказывается, что увеличение объема диагностических данных, которые должен учитывать психолог, вначале приводит к возрастанию, а затем к снижению точности прогноза.

    Наиболее уязвимое место клинического подхода – жертва частным, отдельным, во имя полноты картины. П.Б. ганнушкин в свое время писал. Что чем богаче опыт клинициста-психиатра, тем труднее делается, а подчас совершенно невозможен дифференциальный диагноз отдельного припадка.

    Однако, статистический подход не может заменить клинический, когда ставится задача всестороннего описания личности, раскрытия причинных связей и отношений. Трудно найти альтернативу клиническому подходу и в тех областях исследования личности, в которых использование тестов оказывается малоэффективным.

    Признаки – внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы.

    Категории – скрытые латентные переменные. Если измерены количественно, то называются – факторы.

    Соотношение признаков и категорий неоднозначно. За одним признаком может стоять несколько категорий.

    ü Признак – вырвал из дневника лист. Категория – страх наказания, склонность обманывать.

    ü Признак – кража. Категория – привычка, безвыходная жизненная ситуация.

    Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод — это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора «склонность к обману» или повышенный уровень другого скрытого фактора «страх наказания»). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях.

    Диагностический вывод — есть переход от внешне наблюдаемых симптомов к уровню скрытых категорий.

    4. Особенности количественных и качественных подходов в психодиагностике: стандартизированные и клинические методы.

    Методы психодиагностики обеспечивают анализ различных симптомов и их систематический перебор.

    Методы психодиагностики подразделяются на качественный и количественный подходы.

    Количественный подход (стандартизированный метод):

    Стандартизация (standart — типовой) – есть единообразие процедуры оценки выполнения методики и проведения теста.

    Сюда входят все тестовые методы: опросники, тесты на интеллект, тесты специальных способностей и достижений.

    Сферы применения: легко измеряемая психологическая реальность.

    ü Экономичны (групповые, с использованием компьютеров).

    ü Психометрически или технически обоснованы (корректный диагноз).

    Качественный подход (клинический метод):

    Анализ индивидуального случая. Не патология!

    Используется понимание, методы экспертной оценки: беседа, наблюдение, проективные методики, анализ жизненного пути, анализ продуктов деятельности.

    Сферы применения: трудноизмеримая психологическая реальность (смыслы, переживания).

    ü Строго индивидуальный метод.

    ü Психометрически не обоснован.

    ü Результативность зависит от профессионализма психолога и его опыта работы.

    Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 2973 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Вопрос №3: Диагностические признаки и категории (диагностические факторы). Соотношение диагностических признаков и категорий. Психодиагностический вывод.

    Психологическая диагностика как теоретическая и практическая сфера психологической науки.

    Психодиагностика – греч. «диа» — различать, «гностика» — знание, познание.

    Диагностика исп-ся в медицине, технике, педагогике, психологии.

    В истории психодиагностики выделяют 2 мощных направления : количественный и качественный подход (отчетливо видны уже в 20в.). Количественный – вся современная тестология. Слово «тест» ввел Гальтон. Качественная базируется на клинических методах(беседа, наблюдение, клиническая беседа).

    Термин «психодиагностика» появляется в 1921г. благодаря Г.Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Постепенно термин начинает распределяться и на другие методики и не только на принципы их использования но и на правила разработки.

    Психодиагностика- область психологической науки и одновременно важнейшая сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуально психологических особенностей человека.

    Практические сферы применения диагностики:

    1.Расстановка кадров, профотбор, профориентация

    2.Оптимизация обучения и воспитания

    3.Прогнозирование социального поведения

    6.Помощь в расследовании преступления

    9.Прогнозирование психологических последствий изменения окружающей среды.

    10.Диагностика личности и межличностных отношений.

    Этапы психологической работы:

    1.Диагностика (сбор информации, выбор адекватных технологий воздействия)

    2.Работа (коррекция, консультирование)

    3. Вторичная диагностика(уточнения воздействия, выбор при необходимости дальнейших технологий воздействия)

    Психодиагностика как теоретическая дисциплина:

    Задается перечислением 3 сфер:

    1.Предметные области психологической науки(общая и диф. психология)

    2.Дифференциальная психометрика(фундамент) – занимается научной разработкой психодиагностических методик и их систематическим обоснованием.

    3.Практические сферы применения психодиагностики

    Вопрос №2 (по Шмелеву). Прогнозирование как основная задача психодиагностики.

    В практической работе психодиагностика предпринимается не ради получения информации о психических свойствах как таковых, а ради прогноза определенного социально значимого поведения — критериального поведения и соответствующего критериального показателя.

    Что такое «КРИТЕРИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»? В учебной деятельности критериальное поведение — это успешное обучение, а КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ — это элементарная успеваемость учащегося. Мы предпринимаем диагностику способностей учащихся для того, чтобы спрогнозировать их успеваемость. Когда нас интересует моральная воспитанность школьника или наличие определенных противоправных тенденций в развитии личности, то в качестве критериального поведения выступает соблюдение моральных и дисциплинарных норм в школе, дома, во дворе, а в юридическом смысле — элементарное законопослушное поведение. На производстве критериальный показатель — это производительность труда. В сфере здравоохранения — это общий уровень физического здоровья (работоспособность).

    Когда возможно успешное прогнозирование? Когда измеренное нами психическое свойство находится в причинных отношениях с критериальным поведением, то есть буквально служит причиной появления этого поведения. Тогда на основе информации об этом свойстве мы можем предупреждать нежелательное поведение и стараться изменить условия обучения и развития ребенка так, чтобы, воздействуя на психическое свойство в желательном направлении, вызвать желательное поведение.

    На данный момент существуют 2 точки зрения:

    1. Прогнозирование возможно.

    Этой точки зрения придерживался Курт Левин. Он говорил, что поведение – функция двух переменных (персона-личность (P) и социальная ситуация (U).

    Раймон Кэттелл (ВИДИМО) тоже придерживался данной позиции.

    2 точка зрения: прогнозирование в принципе невозможно.

    Вопрос №3: Диагностические признаки и категории (диагностические факторы). Соотношение диагностических признаков и категорий. Психодиагностический вывод.

    Признаки — внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы.

    Категории – скрытые, латентные, непосредственно не наблюдаемые переменные. Если они измеряются количественно, то к ним применимо понятие «фактор».

    К- категория, П — признак

    Соотношение между признаками и категориями неоднозначное.

    Диагностический вывод – это переход от внешненаблюдаемых симптомов к уровню скрытых категорий (повышенная температура тела человека в медицине, в гневе люди ведут себя по-разному: одни — краснеют (дают остроаффективную реакцию), а другие –бледнеют). То есть симптомы могут быть разными.

    Например, мы имеем тот или иной поступок ребенка.

    Поступок ребенка – П.

    Категории: мотив – страх наказания (К1) или склонность к обману (К2).

    П

    Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 268 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector