4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преимущества и недостатки диагностических методов

Достоинства и недостатки методик психодиагностики межличностных отношений

Методики психодиагностики межличностных отношений

Классификация методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна по различным основаниям, например:

· объекту (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.),

· задачам, решаемым обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т д.),

· особенностям используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т д.),

· исходной точке отсчета диагностики межличностных отношений (методическая реализация определенных теоретических воззрений, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, что необходимо учитывать при организации исследования и при подборе методических приемов).

1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений.

Пример: социометрический тест Дж. Морено.

2. Методики косвенной оценки межличностных отношений.

Пример: техника наблюдения реальной ситуации Ф. Кронджета, А. Моллера.

3. Методики наблюдения и экспертной оценки ситуации.

Пример: ситуационный тест Р. Бейлса.

4. Методики диагностики индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.

Пример: опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К.Томаса, тест Т.Лири, методика Стефансона Q-сортировка.

5. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений.

Пример: тест цветовых конструктов А.М. Эткинда, рисунок семьи В.Хьюлса, совместный тест Роршаха-В.Бланшара.

Достоинства и недостатки методик психодиагностики межличностных отношений приведены в таблице 7.

Класс методикДостоинстваНедостатки
Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтенийПростота применения. Легкость обработки. Наглядность представления результатов.Влияние социальных установок, отношения к самому процессу исследования. Влияние механизмов психологической защиты. Проблема отражения эмоционального отношения в сознании человека.
Косвенная оценка межличностных отношенийПростота применения. Возможности использования в методиках, основанных на игровой деятельности, при интерпретации «Рисунка семьи», в ситуации психотерапии и профконсультировании; вне зависимости от теоретической ориентации психодиагностаНеразработанность и представление сравнительно узкой информации о межличностных отношениях
Наблюдение и экспертная оценка ситуацииНепосредственное наблюдение за поведением человека. Фиксирование реакций в контексте предыдущих и последующих событий. Возможность моделирования желаемого поведения. Прогностические возможности.Являются методическими приемами моделирования межличностных отношений, а не точной, стандартизированной измерительной процедуры.
Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношенияПростота применения. Легкость обработки. Наглядность представления результатов.Направленность на решение специфических задач, для которых создавались методики
Исследования субъективного отражения межличностных отношенийВозможность отражения на вербальном и невербальном уровнях. Получение обширной информации о межличностных отношенияхСубъективизм в интерпретации данных

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001.

2. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум. — М.: Изд. центр «Академия», 2006.

3. Ноос И. Н. Руководство по психодиагностике. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.

4. Практическая психодиагностика./Ред.-сост. Д. Я. Рейгородский. — Самара: «БАХРАХ», 2006.

5. Психологическая диагностика: Учеб. /Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008.

6. Тютюнник Е. И., Яковлева И. В., Тютюнник А. В. Психодиагностика: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Невский институт экспертологии, управления и дизайна, 2006.

7. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 2369 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Достоинства и недостатки метода тестов

Одной из самых распространненых методик являются тесты. Тест — фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных психологических различий.

Классификация:

1) по предмету тестирования:

а) интеллектуальные — позволяют измерить степень развития умственных способностей.

б) личностные — измерительные неинтеллектуальные проявления личности (эмоции, мотивы, свойства личности и т.п.)

2) По форме процедуры обследования:

а) Индивидуальные тесты

б) Групповые тесты

3) По характеру тестового материала:

а) бланковые тесты — тестирование в форме различных бланков;

б) аппаратурные тесты — используются компы, аудио и видео техника и т.п.

4) По особенностям использования тестов:

а) вербальные (словарные тесты)

б) практические (мануальные) — манипуляции предметами (составить фигуру и т.п.)

Характеристики психологических тестов

Валидность – соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен.

— Надёжность – свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надёжность как внутренняя согласованность – направленность всех элементов тестовой щкалы на измерение одного качества.

Под тестами следует понимать методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.

ДОСТОИНСТВА:

1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации исполнителя.

2. Оперативность и экономичность. Тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется полминуты, а весь тест – не более часа. , может тестироваться вся группа.

3. Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам.

4. Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности.

5. Надежность. тест охватывает основные разделы учебной тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности.

6. Справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора.

7. Возможность компьютеризации. Компьютеризация – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики).

НЕДОСТАТКИ:

1) опасность «слепых» (автоматических) ошибок .

2) опасность профанации. Внешняя легкость проведения тестов привлекает людей, не желающих серьезно знакомиться с психодиагностикой

3) потеря индивидуального подхода, стрессогенность Тест предназначен для всех. Довольно вероятна возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка). Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует – особенно в ситуации аттестационного тестирования, У людей с пониженной стрессо устойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции –они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах

4) потеря индивидуального подхода, репродуктивность. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний;

5) отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов

6) отсутствие доверительной обстановки. Процедура тестирования может создать у испытуемого впечатление, что психолог мало заинтересован в нем лично, в его проблемах и трудностях.

7) потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.

23. Проективные тестовые методики. Общая характеристика.

Проективные методики основаны на выявлении проекции по результатам эксперимента с последующим их анализом.

Особенности:

1. Особенностями стимульного материала;

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.

2. Особенностями поставленной перед респондентом задачи;

Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники,

3. Особенностями обработки и интерпретации результатов.

Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Классификация проективных методик (по Л.Франку)

1. Конститутивные. Требуется структурирование и оформление стимула; придание ему смысла.

Тест Роршаха; Словесный тест ассоциаций (Гальтон); тест «Словарь» (исследование индивидуального тезауруса, кругозора).

2. Конструктивные.

Создание из оформленных деталей осмысленного целого.

Тест Мира (232 модели предметов, распр. по 15 категориям (дома, деревья, животные и др. Необходимо создать «свой мир»). М. Ловенфельд. Сценотест (как игра в куклы).

3. Интерпретативные (интерпретационные). Необходимо истолковать какую-либо ситуацию, событие. ТАТ и его модификации.

4. Катартические. Психодрама.

5. Рефрактивные. Речь, почерк.

Далее – не по Франку.

6. Экспрессивные. Рисование на свободную или заданную тему.

7. Импрессивные. Предпочтение стимулов. Люшер, Сонди.

7. Аддитивные Завершение рассказа, ситуации, истории. Розенцвейг; Рука; Системный тест семьи Т.Геринга; Незаконченные предложения и их модификации.

Читать еще:  Причины для сдачи гинекологических анализов на гормоны

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9164 — | 7308 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Достоинства и недостатки различных методов

Психология обладает целым арсеналом методов, позволяющих эффективно проводить психологические исследования. Не существует идеальных, удобных во всех отношениях методов исследования. У них есть как достоинства, так и недостатки.

Например, главным преимуществом метода наблюдения можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода — ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная дешевизна — важный атрибут, присущий этому методу. Однако, все эти достоинства не исключают и ряда недостатков. Этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, полученные при помощи анкет и вопросников не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Исследования эффективности анкетирования показывают, что ожидания оправдываются примерно наполовину. Это обстоятельство резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов. Анкетирование к тому же практически не дает возможности исследователю контролировать ситуацию. Он почти не имеет возможности убедиться, что анкета была вручена тому, кому предназначалась и что на нее отвечает тот, кому следует. У него также нет уверенности, что респондент правильно понял все вопросы.

Интервью, как и анкетирование, имеет свои достоинства и недостатки, которые примерно уравновешены. Интервью «лицом к лицу» позволяет интервьюеру получить дополнительную информацию, наблюдая поведение респондента. Интервьюер может также уточнить вопрос, вызвавший затруднение респондента. И, наконец, интервьюер точно знает, что на его вопросы отвечает именно тот человек, который его интересует. Но в применении и этого метода исследователь сталкивается с затруднениями. Главное из них связано с достоверностью, правдивостью информации, которую сообщает о себе респондент.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Но беседы — очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный — для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Биографический метод основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Достоинство метода- надежность и обоснованность выводов о психологических особенностях человека. Но метод трудоемок и не может быть использован широко. Использование биографического метода сопряжено с применением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, свидетельств очевидцев, с изучением продуктов деятельности и т.д.

«Архивный метод» («анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод) содержит в себе ряд ценных качеств, которые отсутствуют в других методах. Он позволяет проверять гипотезы, используя данные широкого исторического и социального диапазона на материалах различных времен и народов, что недоступно другим методам. Многие сведения и факты относятся к вековой истории, т. е. охватывают такой временной период, который находится вне сферы исследования других, уже описанных методов. Другим достоинством архивного метода является то, что для его проведения используется беспристрастная информация, т. е. сведения о людях без личного знакомства с ними. Но, хотя при его использовании практически отсутствует проблема требуемых характеристик и очень мала вероятность столкнуться с ожиданием оценки, тем не менее, и здесь не обходится без своих проблем. Самая существенная из них — отсутствие или недостаток нужной информации. Данные, сосредоточенные в архивах, могут быть фрагментарными, неполными, в результате чего исследователь не имеет возможности получить то, что ему требуется. Когда информация искажена или неточна, невозможно адекватно проанализировать данные. И даже в том случае, когда имеется доступный необходимый материал, его порой трудно классифицировать, рассортировать таким образом, чтобы он стал пригодным для исследования.

Методы контент-анализа должны быть разработаны более тщательно и точно, чем те, которые используются в других исследованиях. Но эти процедуры трудоемкие, они отнимают много времени и к тому же не всегда бесспорны.

Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного (в этом его достоинство) изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований. Этот метод конкретизируется в совокупности самых разнообразных методик. Его недостаток в возможной ошибочности обобщения, связанной с недостаточной полнотой или глубиной собранного материала.

Достоинство диагностических методов( различных тестов), наряду с точностью и портативностью, состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов. Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда — стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. В процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые так или иначе влияют на результаты, — настроение испытуемого, его самочувствие, отношение к тестированию.

Главным достоинством экспериментальных методов является то, что исследователь имеет возможность проверить свои гипотезы с точки зрения их причинно-следственных связей. Возможность работать с независимыми переменными и задавать, применяя принцип случайности, различные экспериментальные условия для участников дает основание для выводов о причинах и следствиях. Кроме того, эксперимент позволяет исследователю конструировать, отсортировывать, отбирать переменные таким образом, чтобы упростить сложные явления социального мира, разложив их на составляющие. Другим преимуществом эксперимента является его практичность. Проведение эксперимента в лабораториях очень удобно во многих отношениях. Эксперименты, проводимые в полевых условиях, менее удобны. При работе в полевых условиях эксперимент имеет ряд и более существенных недостатков. Это сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки неэкспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных. Экспериментальные условия, создаваемые в исследовании, лишь частично отражают реалии повседневной жизни, выхватывая из нее лишь какой-то фрагмент, лишенный контекста. Поэтому многие ситуации, создаваемые в лабораториях, мало похожи на настоящую жизнь

Формирующие методы выявляют резервы психического развития и одновременно конструируют, создают новые психологические особенности испытуемых. Формирующий метод позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Этот метод считают ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии. Его сложность — в тщательной подготовке.

В психологии обычно используют не один какой-либо метод, а ряд методов, взаимно дополняющих друг друга.

личность темперамент сензитивный ролевой репертуарный

Преимущества и недостатки методов ядерной медицины, используемых при диагностике у пациентов с нейробластомой (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности « Клиническая медицина»

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Кайлаш, Ликарь Юрий Николаевич

На момент постановки диагноза приблизительно у 50 % пациентов с нейробластомой (НБ) определяется распространенная форма заболевания. Поэтому правильное стадирование с использованием методов лучевой диагностики и ядерной медицины имеет важнейшее значение у таких больных. Метайодбензилгуанидин (МЙБГ) является аналогом норадреналина и это идеальный туморотропный препарат для визуализации опухолевых клеток, экспрессирующих переносчики норадреналина. К основным недостаткам сцинтиграфии с МЙБГ следует отнести ограниченное пространственное разрешение, низкую чувствительность при диагностике опухолей малых размеров, существование НБ, клетки которых не накапливают МЙБГ, длительность исследования и необходимость выполнения нескольких протоколов сканирования. Позитронно-эмиссионная томография с соответствующим радиофармпрепаратом может стать хорошей альтернативой сцинтиграфии с МЙБГ и помочь при сомнительных и противоречивых результатах.

Читать еще:  Узи гинекологическое как и когда делают

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Кайлаш, Ликарь Юрий Николаевич

Advantages and disadvantages of nuclear medicine techniques used in the diagnosis of patients with neuroblastoma (a review)

About the 50 % of patients with neuroblastoma (NB) suffered from generalized form of disease at the moment of diagnosis establishing. So, the correct staging with the usage of methods of radiation diagnosis and nuclear medicine is very important in this setting. Meta-iodobenzyl guan >scintigraphy are the limited spatial resolution, low sensitivity during the diagnosis of small-sized tumours, presence of NB without MIBG accumulation, duration of scanning and necessity of several scanning protocols. Positron-emission tomography with consequent radiopharmaceuticals can be good alternative way in comparison with routine scintigraphy with MIBG to help in case of doubtful and contradictory results.

Текст научной работы на тему «Преимущества и недостатки методов ядерной медицины, используемых при диагностике у пациентов с нейробластомой (обзор литературы)»

ржсУсРи» ДЕТСКОЙ Г)

‘ ГЕМАТОЛОГИИ и ОНКОЛОГИИ 211 2016

Преимущества и недостатки методов ядерной медицины, используемых при диагностике у пациентов с нейробластомой

Кайлаш, Ю.Н. Ликарь

ФГБУ«ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России; Россия, 117997, Москва, ул. Саморы Машела, 1 Контактные данные: Юрий Николаевич Ликарь Yury.Likar@fccho-moscow.ru

На момент постановки диагноза приблизительно у 50 % пациентов с нейробластомой (НБ) определяется распространенная форма заболевания. Поэтому правильное стадирование с использованием методов лучевой диагностики и ядерной медицины имеет важнейшее значение у таких больных. Метайодбензилгуанидин (МЙБГ) является аналогом норадреналина и это идеальный туморотропный препарат для визуализации опухолевых клеток, экспрессирующих переносчики норадреналина. К основным недостаткам сцинтиграфии с МЙБГ следует отнести ограниченное пространственное разрешение, низкую чувствительность при диагностике опухолей малых размеров, существование НБ, клетки которых не накапливают МЙБГ, длительность исследования и необходимость выполнения нескольких протоколов сканирования. Позитронно-эмиссионная томография с соответствующим радиофармпрепаратом может стать хорошей альтернативой сцинтиграфии с МЙБГ и помочь при сомнительных и противоречивых результатах.

Ключевые слова: нейробластома, сцинтиграфия, метайодбензилгуанидин, позитронно-эмиссионная томография

Advantages and disadvantages of nuclear medicine techniques used in the diagnosis of patients with neuroblastoma (a review)

Kailash, Yu.N. Likar

Federal Research Center of Pediatric Hematology, Oncology and Immunology named after Dmitriy Rogachev, Ministry of Health of Russia;

1 Samory Mashela St., Moscow, 117997, Russia

About the 50 % of patients with neuroblastoma (NB) suffered from generalized form of disease at the moment of diagnosis establishing. So, the correct staging with the usage of methods of radiation diagnosis and nuclear medicine is very important in this setting. Meta-iodobenzyl ^ guanidine (MIBG) is an analogue of noradrenalin so this is the ideal tumortropic drug for visualization of cells expresses carriers of noradrenalin.

Main problems of method of MIBG scintigraphy are the limited spatial resolution, low sensitivity during the diagnosis of small-sized tumours, a presence of NB without MIBG accumulation, duration of scanning and necessity of several scanning protocols. Positron-emission tomography with consequent radiopharmaceuticals can be good alternative way in comparison with routine scintigraphy with MIBG to help in case of doubtful and contradictory results.

a Key words: neuroblastoma, scintigraphy, metaiodobenzylguanidine, positron emission tomography

Нейробластома (НБ) является одной из наиболее частых экстракраниальных солидных опухолей у детей (8 % всех злокачественных образований) и занимает 1-е место у детей первого года жизни среди всех злокачественных новообразований в данной возрастной группе [1, 2]. На момент постановки диагноза приблизительно у 50 % пациентов с НБ определяется распространенная форма заболевания [3]. Высокая частота метастатического поражения и уникальное биологическое поведение опухоли — способность к спонтанной регрессии и дифференцировке в доброкачественные опухоли или стремительный агрессивный рост с мета-стазированием — диктуют необходимость широкого

использования различных лабораторных и инструментальных методов исследования для диагностики заболевания, стадирования, оценки ответа на терапию и диагностики рецидива.

Неинвазивная визуализация у пациентов с НБ базируется на использовании ультразвукового исследования (УЗИ), компьютерной томографии (КТ), магнитно-резонансной томографии (МРТ) и методов ядерной медицины, таких как сцинтиграфия с ме-тайодбензилгуанидином (МЙБГ), связанным с 123I или i3ij (1231-МЙБГ/1311-МЙБГ), и позитронно-эмиссион-ная томография (ПЭТ) с различными радиофармпрепаратами (РФП) [4, 5]. КТ и МРТ обладают высокой

чувствительностью в определении первичнои опухоли, позволяют достаточно точно визуализировать ее расположение относительно анатомически важных структур и оценить распространенность процесса (распространение опухоли в спинномозговой канал, метастатическое поражение печени и др.), но данные методы не обладают специфичностью [6, 7]. Методы ядерной медицины и в первую очередь сцинтиграфия с МЙБГ играют большую роль как для подтверждения нейрогенного генеза опухоли, так и при оценке распространения процесса [8, 9]. Кроме того, они позволяют оценить жизнеспособность опухолевых клеток, что помогает в понимании поведения опухоли и способствует созданию новых терапевтических подходов. В настоящем обзоре мы остановимся на основных преимуществах и недостатках давно и широко используемых методов ядерной медицины (сцинтиграфия с 1231-МЙБГ) у пациентов с НБ, а также представим относительно новые (ПЭТ с различными РФП).

В конце 70-х годов ХХ века в медицинском центре Мичиганского университета был создан МЙБГ, меченный радиоактивным йодом для визуализации мозгового вещества надпочечников и его заболеваний [10, 11]. МЙБГ как аналог норадреналина является субстратом для мембранных переносчиков норадреналина (NET), благодаря чему он и попадает в клетку. Далее с помощью везикулярного моноаминного переносчика (VMAT) РФП накапливается в нейросекреторных пузырьках внутри терминальных отделов симпатических ганглиев и в опухолях, растущих из клеток нейроген-ной природы (таблица) [12—14]. Диагностические и клинические протоколы использования 1231-МЙБГ и/или 1311-МЙБГ достаточно хорошо изучены и показали свою значимость в клинической практике для диагностики, стадирования, планирования и проведения радиотерапии у пациентов с НБ [15—18]. Существующие различия в физических и дозиметрических свойствах между 123I и 131I привели к преимущественному использованию 1231-МЙБГ в диагностических протоколах, а 1311-МЙБГ — в протоколах радиотерапии. Так, меньшая лучевая нагрузка, получаемая пациентом за исследование при сцинтиграфии с 1231-МЙБГ, позволяет вводить препарат в дозах, достаточных для выполнения протокола ОФЭКТ. Получаемые томографические изображения области интереса с помощью этого протокола в некоторых случаях существенно повышают диагностическую значимость исследования. По данным различных авторов, чувствительность и специфичность сцинтиграфии с 1231-МЙБГ варьируют, но превышает 92 % и 94 % соответственно [15—18].

К сожалению, высокая чувствительность и специфичность сцинтиграфии с 1231-МЙБГ не исключают наличие ложноотрицательных и ложноположительных результатов. Основные причины, приводящие к появлению ложноотрицательных результатов, — это фарма-

кологическое влияние различных препаратов, уникальное биологическое поведение опухоли (способность к дифференцировке в доброкачественные опухоли), выполнение исследования после начала полихимиотерапии, костные метастазы [19—22]. Дополнительно, согласно данным литературы, приблизительно у 10 % пациентов клетки НБ не накапливают МЙБГ, что также приводит к ложноотрицательным результатам [23]. В настоящее время нет полного понимания механизма отсутствия накопления РФП на молекулярном уровне. Существует предположение, что, подвергаясь дедиффе-ренцировке, клетки НБ могут терять NET или VMAT, что и влияет на накопление препарата в клетке [14]. Основные причины, приводящие к появлению ложно-положительных результатов, — это физиологическое накопление в слюнных железах и сердце по причине их симпатической иннервации, печени из-за метаболизма препарата и неспецифическое накопление РФП в органах мочевыделительной системы и желудочно-кишечной системы [24, 25].

Знание и понимание этих причин, правильная подготовка пациента, соблюдение протокола исследования и включение в протокол ОФЭКТ, совмещенной с КТ (ОФЭКТ/КТ), позволяет свести ложноотрицательные и ложноположительные результаты к минимуму. Методика выполнения сцинтиграфии с 1231-МЙБГ подробно изложена в рекомендациях Европейского и Американского обществ ядерной медицины [26, 27] и коротко представлена далее: а) подготовка пациента к исследованию включает отмену ряда лекарственных препаратов, влияющих на накопление 1231-МЙБГ (блокаторы Р-адренорецепторов, кальциевых каналов, симпатоми-метики и симпатолитики, нейролептики, антидепрессанты); блокада (насыщение) щитовидной железы препаратом йода; б) 1231-МЙБГ вводят внутривенно в дозе 5 МБк/кг, приблизительно через 24 ч выполняется исследование в режиме «все тело» при скорости движения стола 5 см/мин, статическое исследование головы в боковых проекциях — 5 мин; в) протокол ОФЭКТ рекомендуется выполнять в режиме 3° — 30 с на матрицу 128 х 128.

Сцинтиграфия с 1231-МЙБГ позволяет достаточно хорошо визуализировать патологическую опухолевую ткань там, где нет выраженного физиологического накопления препарата (в норме МЙБГ не накапливается в костях и мягких тканях). Поэтому данный метод превосходит большинство других в диагностике распространения процесса, особенно в определении костномозгового поражения. Так, чувствительность и специфичность сцинтиграфии с 1231-МЙБГ в диагностике костномозгового поражения превосходит таковую при КТ или МРТ [28]. Выполнение протокола ОФЭКТ/ КТ позволяет не только определить анатомическую локализацию патологического очага накопления 1231-МЙБГ, но и дает возможность дифференцировать

Читать еще:  Процедура проведения анализов

Используемые РФПи методы ядерной медицины для функциональной визуализации НБ

Механизм РФП Структура Методы визуализа- Т,„

Генодиагностика. Используемые реакции. Достоинства и недостатки метода.

Генодиагностика, ДНК-ДИАГНОСТИКА – совокупность методов по выявлению мутаций, приводящих к наследственной патологии.

Методы: прямые и косвенные

· С помощью прямых методов выявляются нарушения в первичной нуклеотидной последовательности ДНК (мутации и их типы). Прямые методы отличаются точностью, достигающей почти 100 %.

Однако на практике указанные методы могут применяться при определенных условиях:

1) известной локализации гена, ответственного за развитие наследственного заболевания,

2) должен быть клонированным ген заболевания и известна его нуклеотидная последовательность.

Цель: идентификация мутантных аллелей (нарушения в первичной нуклеотидной последовательности ДНК, мутации и их типы).

Недостатком метода прямой ДНК-диагностики является необходимость знания точной локализации гена и спектра его мутаций. Методы прямой ДНК-диагностики показаны для таких заболеваний, как фенилкетонурия (мутация R408W), муковисцидоз — (наиболее частая мутация delF508), хорея Гентингтона.

· Косвенные методы ДНК-диагностики основаны на анализе сцепления с исследуемым геном определенного полиморфного локуса (маркера), с помощью которого можно производить маркировку как мутантных, так и нормальных аллелей и проанализировать их передачу в поколениях.

При использовании косвенных методов ДНК-диагностики следует помнить — чем теснее сцепление между маркерным локусом и мутантным геном, тем точнее диагноз.

Чтобы свести до минимума ошибку диагностики, необходимо по возможности использовать внутригенные маркеры.

Мутационная изменчивость в сайтах рестрикции может быть определена по изменению длины рестрикционных фрагментов ДНК,

Метод ПДРФ-анализа включает проведение нескольких этапов исследования:

1. Выделение геномной ДНК;

2. Рестрикция выделенной ДНК с помощью специфических эндонуклеаз;

3. Электрофоретическое разделение фрагментов ДНК;

4. Идентификация фрагментов ДНК, содержащая полиморфный сайт рестрикции При отсутствии рестрикции ДНК по данным радиоавтографии будет выявляться крупный (неразрезанный фрагмент, или бэнд).

Использование: 1) когда ген не идентифицирован, а лишь картирован на определенной хромосоме, 2) когда методы прямой ДНК-диагностики не дают результата (например, в силу большой протяженности гена или широком спектре мутационных изменений, 3) при сложной экзонно-интронной организации гена.

Н-р: Дородовая диагностике наследственного заболевания

ДНК-диагностику используют в следующих случаях:

· Медико-генетическая консультация при наследственных заболеваниях.

· Установление биологического родства. Экспертиза позволяет со 100 %-ной вероятностью исключить отцовство (материнство) или с вероятностью не ниже 99,99 % установить наличие биологического родства.

· Диагностика к предрасположенности к некоторым заболеваниям, таким как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, эссенциальная гипертензия, остеопороз, сахарный диабет, бронхиальная астма, рак и пр.

· Диагностика некоторых форм бесплодия и невынашивания беременности

· Определение ДНК возбудителя при различных бактериальных и вирусных инфекциях.

Используемые реакции

· Секвенирование: методы, позволяющие установить последовательность нуклеотидов в ДНК

· ПЦР (полимеразные цепные реакции):

Принцип:

1. Исследуемый материал обрабатывают => лизис клеток и выход ДНК возбудителя.

2. Перенос материала в пробирку с мононуклеотидами (ДНК-полимеразой и праймером)

3. Циклическое изменение температуры => репликация генов возбудителя (амплификация)

Выявление ДНК электрофорезом или флуоресцентным методом

Важнейшим преимуществом ПЦР перед другими методами, в том числе молекулярно-биологическими, является ее высокая чувствительность, позволяющая определять единичные молекулы инфекционных патогенов.

Применение: можно диагностировать не только острые инфекции, но и хронические и латентные инфекции, а также заболевания со стертой, нетипичной клинической картиной.

Достоинства:

1. ПЦР следует отнести высокую специфичность исследований (точность в обнаружении искомого генетического материала),

2. Возможность выявления возбудителей в довольно короткие сроки (от 6 до 48 ч).

· ПЦР в режиме реального времени

Используются флуор. Меченые праймеры или ДНК-зонды для измерения точного количества продукта реакции

Возможность количественного определения ДНК/РНК инфекционных агентов в материале, менее строгие требования к организации лабортароии, отсутствие электрофореза, автоматическая регистрация результатов

Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 77 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

4. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик

4. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик

Существование множества психодиагностических методик объясняется не только большим количеством свойств, которые с их помощью приходится оценивать, но также тем, что практически все методики имеют ограничения в применении, в силу которых приходится создавать и использовать другие методики, не обладающие подобными ограничениями.

Рассмотрим в этой связи достоинства и недостатки некоторых типов методик. Достоинство методик, обращенных к сознанию, в том, что они позволяют судить о психологии данного человека непосредственно на основе того, что говорит он о себе или окружающие люди о нем. Однако испытуемый может недостаточно искренне или некритично отвечать на адресованные ему вопросы, в том числе под влиянием субъективно воспринятой инструкции, предвзятого отношения к психодиагносту или ситуации психодиагностики. Словом, сознательное субъективное искажение результатов тестирования – один из самых серьезных недостатков данной группы методик. Правда, некоторые специальные приемы, используемые конструкторами подобных методик, в частности введение в ее структуру контрольных вопросов, суждений, специально оценивающих степень искренности отвечающего, позволяют существенно снизить уровень субъективности получаемых результатов. Вместе с тем заметим еще раз: полностью избежать данного недостатка в подобного типа методиках практически невозможно, что делает их не всегда валидным, надежным и однозначным измерительным инструментом.

Преимущество объективных методик, опирающихся не на словесные ответы, самохарактеристики или самооценки, а на не зависящие от сознания человека непроизвольные действия и реакции, а также продукты его деятельности, заключается в том, что они позволяют избежать субъективности и в этой связи достаточно надежны. Вместе с тем их валидность и однозначность, а также точность иногда оставляют желать лучшего. Поясним сказанное. Объективные показатели не всегда отражают своими изменениями именно те психологические свойства, для оценивания которых они предназначаются. Например, физиологические реакции не всегда соответствуют психологическим свойствам и состояниям человека. Они, кроме того, связаны с сиюминутными физическими состояниями организма, а не только с психологическими процессами, и в этом смысле не вполне однозначны. Наконец, для показателей подобного рода трудно разработать тонкую измерительную шкалу, позволяющую выявлять различные степени проявления диагностируемого качества и дифференцированно их оценивать. Другими словами, объективные показатели не являются точными мерками силы отражаемого в них свойства. Допустим, что для выводов о наличии у ребенка определенного отношения к членам своей семьи используются особенности рисунка семьи, сделанного самим ребенком. Такой рисунок, как показано в многочисленных исследованиях, действительно может отражать сложившиеся в семье отношения, но, помимо этого, также и художественно-изобразительные способности ребенка, его желание рисовать, стремление понравиться психологу, настроение в момент тестирования и многое другое. В зависимости от всего этого может меняться характер рисунка, в том числе те признаки, по которым обычно судят об отношениях ребенка к отдельным членам семьи.

Проективные методики по сравнению со всеми уже рассмотренными имеют одно весьма существенное достоинство: они, как правило, валидны и относительно надежны при высоком уровне профессиональной подготовки пользователя. Они менее субъективны и мало подвержены случайным, ситуативным влияниям. Недостатки их – трудоемкость и значительные временные затраты, необходимые для получения нужного психодиагностического результата.

Методики, позволяющие получать количественные данные, отражающие степень развитости изучаемого свойства, дают возможность использовать меры и методы количественной обработки результатов психодиагностики. В то же самое время с помощью таких методик невозможно отличить друг от друга качественно различные психологические свойства, имеющие одинаковые количественные показатели. Скажем, если с помощью методики Д. Маккелеланда, Дж. Аткинсона мы оцениваем силу мотивации достижения успехов, то, получив те или иные показатели, не в состоянии судить о том, является ли мотивация достижения успехов различной у тех испытуемых, которые имеют количественно одинаковые данные. А между тем она может быть качественно различной. В свое время X. Хекхаузен показал, что в общем показателе силы мотивации достижения успехов по Д. Маккелеланду и другим на самом деле скрываются два качественно различных мотива: мотив – стремление к успехам и мотив – стремление избежать неудачи. Два человека, имеющие одинаковые по силе мотивы достижения успехов, могут существенно отличаться друг от друга тем, что стремятся к успехам в совершенно разных сферах человеческой деятельности: один – в бизнесе, другой – в искусстве, третий – в спорте и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector